Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Орнаментально-декоративное творчество

Страница 5

Во-вторых, дети должны были проходить вполне крепкую и серьезную тренировку в процессах чисто производственных. Эта тренировка обосновывалась, конечно, теоретически, но и практически она была необходима, должна была проводиться очень настойчиво, так как продукты детского творчества должны были иметь характер по возможности полной профессиональной «сделанности». Ибо выполненные вещи предназначаются для продажи на рынок не только внутренний, но и заграничный. Такой уклон на «хозрасчет» мог бы принести и большой вред всему делу, создавая ремесленные трафареты и притупляя детский вкус и воображение. Но осторожность руководителей, их чуткость и твердый принципиальный курс превратили этот сомнительный стимул детской производственности в отличный рычаг творческой деятельности и технической подготовки.

Методика дела была тщательно продумана и в процессе ее практического применения испытывала ряд поправок и изменений.

Дни работы были разделены на лабораторные и производственные.

В дни лабораторные дети выполняли эскизы на тему декоративного характера, обычно данную, как идея, — напр., «птица», «дерево», «город». Эти эскизы были свободными композициями, не предназначенными для какой-либо отрасли производства.

Дальше происходил процесс приспособления детского воображения к определенному материалу и определенной отрасли производства. Эскизы должны выполняться уже применительно к этим задачам.

Рядом с этими работами чисто экспрессионистского характера, предполагающими формование образа, гл. обр., внутренними средствами до полной переработки внешних впечатлений, как первичных толчков, — ставилось и изучение натуры, питание детей внешними впечатлениями. Но переработка этих впечатлений в общем не превращалась в насилие над детской психикой и свойственной данной фазе развития художественной концепцией. Некоторые частичные ошибки и уклонения здесь были неизбежны, так как руководительницы к детской психике и ее художественно-творческому аппарату подходили, гл. обр., интуитивно, по педагогическому чутью, в общем редко их обманывавшему. Впрочем, эти ошибки, частью интуитивно, частью сознательно, вовремя замечались и давали ценный опыт на будущее.

Натура обычно избиралась, декорировалась и ставилась самими детьми. Мотивы, взятые с натуры, очень нередко перерабатывались детьми уже с чисто декоративными, производственными намерениями.

Наиболее удачные эскизы отбирались для воспроизведения в производстве. Принципы и методы отбора заслуживают также внимания. Принципы эти: органичность, логичность и целесообразность декоративного замысла и его формального построения: богатство и своеобразие образов, наибольшая декоративность применительно к вещи, ее назначению применительно к материалу и его свойствам. Здесь, в некоторых случаях, наиболее целесообразной оказывается напряженность и пышность украшения, в других — его скупость, лаконизм.

Метод отбора — коллективное обсуждение. Оно особенно развивало вкус, чувство групповой ответственности, сознательное отношение к разрешению художественно-производственных задач. Замечательно здесь то, что мастерская объединила не только детей в типичной фазе геометрально-плановой проекции, но и переходный возраст и подростков. Все они дружно работают над однородными задачами. Выяснилось, как постоянный факт, что младшие творчески сильнее старших, а последние сильнее младших технически. Выяснилось это в сознании самих детей при коллективном обсуждении и отборе эскизов, а также при их дальнейшем выполнении. Поэтому и функции как-то органически и полюбовно распределялись: младшие давали, гл. обр., первоначальные эскизы, старшие их перерабатывали применительно к материалу, наносили на поверхность вещи, играли основную роль в производственных операциях. Еще положительная черта педагогической системы мастерской: руководительницы за общей массой леса пытались не упускать из своего внимания и отдельные деревья,— за культурой коллектива они не забывали и художественной культуры творческой индивидуальности, следили внимательно за развитием отдельных детей, индивидуальных особенностей общего и художественного мироощущения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Методы и формы обучения биологии в VI—VII классе
Повышение эффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебном процессе методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся, интенсифицирующих процесс обучения. В практике обучения биологии получили распространение следующие методы: лекция, рассказ, беседа, рабо ...

Волевая готовность к школьному обучению
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными проце ...

Музыка в системе искусств
Как и другие виды духовной деятельности человека, музыка – это средство познания мира, данное человеку, чтобы он научился понимать самого себя, видеть красоту Вселенной и постигать смысл жизни. «Музыка – язык чувств», – сказал Роберт Шуман. Но выражению чувств музыка начала учиться только на излете ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru