Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Специфика работы социального педагога с семьей в условиях реабилитационного центра

Материалы » Специфика работы социального педагога с семьей в условиях реабилитационного центра

Экологическая, экономическая, политическая ситуация последних десятилетий, кризис семьи и образования привели к росту социальных проблем детей, подростков и их семей.

В Докладе Уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина за 2009 год говорится, что в России насчитывается 4 млн. беспризорных детей, 573 тыс. детей-сирот; 6 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей совершили самоубийства. Увеличилось число детей, которые бегут из своей семьи. В основном, это подростки 15-16 лет, чаще - дети из городских семей, реже - из сельских. Причиной побега являются переживания ребенка из-за неудач в достижении жизненных целей, конфликты в семье. Убегающие девочки обычно беременны или пережили сексуальное насилие.

Раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни, школьная и социальная дезадаптация характеризуют многих современных подростков. Зачастую это связано с процессами, происходящими в современной семье.

В результате экономических реформ в стране семья оказалась в нетипичной педагогической ситуации, не имеющей исторических аналогий. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30-49-летних представителей общества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне. В российской действительности во многих случаях это далеко не так. Перестройка экономических отношений в России отбросила большое количество семей за грань прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку.

Драматизм ситуации усугубляется тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях

Переход России на рыночные рельсы привел к появлению в стране реальной безработицы, которая болезненно отразилась на самой трудоспособной возрастной группе населения. По данным Госкомстата РФ, из статистически выделяемых семи возрастных групп занятого населения от 15 до 60 лет безработные в возрасте 30-49 лет составляют 62%.

Как было сказано выше, это люди, имеющие детей школьного возраста, которым более всего необходим высокий воспитательный авторитет родителей. Излишне говорить, что безработный родитель таковым авторитетом для ребенка быть не может.

Отрицательным фактором, влияющим на воспитание детей, является рост неполных семей. Сегодня более 50% подростков, совершающих преступления, из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца.

К негативным последствиям реформ относится и рост агрессии и насилия в обществе, в том числе и семейного, от которого страдают, прежде всего, дети, как самая незащищенная и уязвимая социальная группа.

По статистическим данным, около 2 млн. детей в возрасте до 15 лет ежегодно подвергаются фиксированному насилию со стороны родителей; спасаясь от этого, более 50 тыс. детей убегают из дома. Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление.

Кризис общества привёл к кризису образования. Оторванность школы от общественных процессов сказывается на воспитании подрастающего поколения.

Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью. Жизнь ребенка в асоциальной среде оборачивается тяжелейшими последствиями для его психического и физического развития.

Возрастающее число детей, которым государственно-общественные структуры не оказали достаточной помощи в их жизнеустройстве, обусловило необходимость переосмысления и реформирования политики в области детства и проведения срочных социальных мероприятий. В результате сложившейся ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Задачей подобных учреждений является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних. В основу всей системы профилактической и реабилитационной работы в современных условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде.

Данная позиция была закреплена в указе Президента РФ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав". В соответствии с этим указом в стране создаются принципиально новые специализированные учреждения для детей и подростков, и среди них - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

В 1999 году вступил в действие закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Это создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.

Однако численность центров и география их размещения не соответствуют остроте и масштабам проблемы, количеству детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Поэтому потребность в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите их законных прав и интересов.

Значительная роль в процессе реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях реабилитационного центра отводится деятельности социального педагога с семьёй.

К сожалению, слабое знание родителями основ педагогики, их беспомощность как воспитателей, а, зачастую, и асоциальный образ жизни, мешают социальному воспитанию и адаптации несовершеннолетних. Поэтому в настоящий момент необходимо взаимодействие семьи и различных социальных институтов, повышение ответственности родителей за воспитание детей.

Социальный педагог, работающий с несовершеннолетними в условиях реабилитационного центра, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя работу с семьёй, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. Поэтому проблема изучения деятельности социального педагога с семьёй в условиях реабилитационного центра является актуальной.

Проблема социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях кризисного центра изучалась различными авторами.

Опыт работы социальных служб с дезадаптированными несовершеннолетними за рубежом описан Л. Алексеевой, Ш. Бечки, С. А. Дубинским и др. Авторы раскрывают специфику работы социальных служб с несовершеннолетними, определяют механизмы взаимодействия системы социальной помощи с несовершеннолетними за рубежом.

В нашей стране данная проблема изучалась Т. М. Барсуковой, Л. Блынской, Г. И. Камаевой, М. Н. Мисоргатовой, И. Б. Ротовской и др.

М. Н. Мирсогатова рассматривает роль специализированных учреждений в государственной системе социальной защиты прав несовершеннолетних, определяет основные функции и задачи социально-реабилитационных центров .

Особенности трудовой реабилитации несовершеннолетних в специализированном учреждении изучены Л. Блынской. Автором описаны основные виды и содержание труда, организация трудовой деятельности воспитанников центра.

Т. М. Барсуковой исследована роль игры как одной из действенных форм реабилитации безнадзорных детей.

Ряд авторов большое внимание уделяет изучению комплексного подхода в реабилитации несовершеннолетних. Например, И.Б. Ротовской описана методика реализации индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра.

Организация социально - педагогической работы в социально-реабилитационном центре, ее основные принципы рассмотрены в работах Г. И. Камаевой.

Особенности социально – педагогической работы с семьями различного типа рассмотрены М. А. Галагузовой , О. А. Карабановой, Е. Я. Тищенко и др. Однако проблема социально – педагогической деятельности с семьёй в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних разработана недостаточно и требует дальнейшего изучения.

Объектом исследования является работа социального педагога с семьёй в условиях реабилитационного центра.

Предмет исследования – специфика работы социального педагога с семьёй в условиях реабилитационного центра.

Цель работы – исследовать специфику работы социального педагога с семьёй в условиях реабилитационного центра.

Гипотеза исследования: деятельность социального педагога с семьёй в условиях реабилитационного центра эффективна, если социальный педагог соблюдает следующие условия:

1)учитывает особенности семьи;

2) организует сотрудничество с педагогами, психологом, представителями общественности.

Исходя из цели, определены задачи исследования:

1) Изучить теоретические аспекты деятельности социального педагога с семьёй в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних;

2) выявить степень социальной адаптации семей, дети из которых проходят реабилитацию в социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних «Надежда»;

3) апробировать методику социально - педагогической работы с семьёй в условиях реабилитационного центра и оценить её эффективность.

Исследование проводилось на базе социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Петрозаводска. В исследовании принимали участие 10 воспитанников Центра в возрасте 8 – 15 лет и их семьи.

Методы:

- патронаж семей с диагностическими и контрольными целями;

- наблюдение;

- изучение документов;

- беседа;

- анкетирование детей;

- тестирование родителей.

социальный педагог несовершеннолетний реабилитационный центр

Новые статьи:

Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Для того чтобы определить направленность содержания работы воспитателя коррекционного учреждения в основной период, необходимо понять особенности психики детей с ограниченными возможностями развития. В ряде отечественных исследований (А. А. Катаева, В. И. Лу-бовский, Е. М. Мастюкова, Н. И. Морозова ...

Метод Бобат
Значительный вклад в развитие методов реабилитации больных с ДЦП внесли супруги Берта и Карел Бобат. Еще в 40-х годах прошлого столетия они начали разрабатывать свою уникальную методику, которая базировалась на клинических наблюдениях Берты Бобат. Суть ее заключается в том, что примитивные рефлексы ...

Комплексно-волновой метод как эффективное средство обучения учащихся в системе детской музыкальной школы
Важность данной темы заключается в том, что назрела необходимость изменения самой системы обучения детей, подростков. Невозможно оценить способности ребенка только по вступительному экзамену в музыкальную школу, невозможно учить только специальности, без связи с сольфеджио, музыкальной литературой, ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru