Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
• Как вы считаете, почему так произошло?
• Где вы можете встретиться с этими веществами, процессами?
• Что нового вы сегодня узнали?
• Как полученные сегодня знания могут вам пригодиться в повседневной жизни?
После обсуждения результатов эксперимента школьники совместно с учителем или старшеклассниками делают выводы о том, как полученная в ходе наблюдения за экспериментом информация может быть использована в повседневной жизни.
В табл. 1 представлено содержание демонстрационного эксперимента по различным валеологическим направлениям.
Таблица 1 – Виды демонстрационного химического эксперимента валеологической направленности.
Тематическое направление демонстрационного эксперимента |
Содержание демонстрационных опытов |
Основные выводы по эксперименту |
1 |
2 |
3 |
Биохимические |
•Защитное действие фер- |
•В живых организмах |
1 |
2 |
3 |
процессы, протекающие в организме человека |
ментов растений от пероксидных соединений. •Расщепление крахмала под действием слюны. •Образование фосфатных и оксалатных (щавелевокислых) камней в организме. |
есть защита от вредного воздействия опасных веществ, но возможности организма ограничены, поэтому свое здоровье необходимо беречь: избегать попадания вредных веществ внутрь и на поверхность кожи. •Чрезмерное употребление продуктов, содержащих фосфаты и щавелевую кислоту, способствуют образованию малорастворимых соединений в организме. |
Негативное воздействие внешних факторов на биологические объекты |
•Денатурация белка под действием спирта, тяжелых металлов, при нагревании. •Обнаружение свинца в растениях, растущих вдоль автомобильных дорог. •Действие азотной кислоты на белок. •Действие концентрированного раствора щелочи на шелковую (шерстяную) нить. •Действие избытка соды на соляную кислоту (содержится в желудке). |
•На наш организм вредно влияют алкогольные напитки, растворы тяжелых металлов, перегревание (тепловой удар). •Кислоты и щелочи едкие вещества, которые при попадании на кожу или в организм человека вызывают химический ожог. •Борьба с повышенной кислотностью с использованием соды вызывает отрицательное побочное воздействие. |
Положительное воздействие внешних факторов на биологические объекты |
•Защитное действие витамина С (замедление разрушения клеток яблока). |
•Витамины необходимы организму. |
Формирование культуры обращения с химическими веществами |
•Кислоты – на кухне, щелочи – в быту: не встречаются, но растворы некоторых веществ, имеют щелочную среду. |
•Обращаться с едкими веществами необходимо очень аккуратно. |
•Обнаружение кислот и щелочей с помощью черничного варенья, сока капусты. •Реакция нейтрализации. •Лекарства в аптеке – внимание: опасность (йод травит железо; пероксид – белеет ткань, волосы, кожа; аспирин – повышает кислотности среды). |
•При пропадании едких веществ на кожу необходимо промыть место ожога большим количеством воды и нейтрализовать (кислоту – раствором соды, щелочь – слабым раствором борной кислоты). • «Лекарство от яда отличается только дозой». | |
Исследовательский демонстрационный эксперимент |
•Изменение окраски природных индикаторов в кислотных и щелочных растворах. •Определение кислотно-основного характера среды. •Обнаружение крахмала в продуктах. |
•Окраска природных красителей зависит от кислотности среды, что позволяет использовать их в качестве индикаторов. |
Занимательный химический эксперимент биологической и медицинской направленности |
•Химическая хирургия (исцеление раны). •Приготовление несъедобных продуктов (молока, сиропа, мармелада). •Выращивание силикатных водорослей. |
•В пищу можно принимать продукты, только если вы уверены в их качестве. •Химические знания могут быть полезными для проведения интересных |
Орнаментально-декоративное творчество
Педагогическая помощь развитию орнаментально-декоративного творчества должна быть обусловлена прежде всего сознанием полной законности, неизбежности такой потребности у ребенка. Если к выполнению чисто конструктивных требований его принуждает обычно или необходимость утилитарная или опасения за сущ ...
Методы выявления и диагностики одаренности
В настоящее время существуют два основных взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки. Второй – на системе комплексной оценки. В рамках первого из указанных подходов в качестве количественного показателя, характеризующего индивидуальный уровень интеллек ...
Обзор литературы по профилактике алкоголизма
Профилактика, по определению ВОЗ, это действия, направленные на уменьшение вероятности возникновения заболевания или нарушения, на прерывание или замедление прогрессирования заболевания, а также на уменьшение нетрудоспособности. В более широком контексте — это разносторонняя деятельность, препятств ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.