Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Психологические особенности младших школьников

Страница 1

Ребенок, став школьником, получает большие возможности для контактов с незнакомыми детьми и взрослыми, включается в дополнительное образование (начинает заниматься в музыкальной школе, посещать различные секции и кружки). Младший школьник ощущает и ужесточение, и обогащение своей жизни, и это дает ему основание осознавать свой новый возраст как ценный.

Для младшего школьника характерны и определенные социально – психологические особенности. Картина мира (отношение к нему) у большинства младших школьников – это яркая картина реального и воображаемого бытия, насыщенная радужными красками и радостными эмоциям, но упрощенная, плоская, необъемная. Младший школьник в начале данного периода своего развития не воспринимает мир отдельно от себя: он слит с семьей, страной, народом, природой. К концу рассматриваемого возраста такая синкретичность (нерасчлененность) и врожденный оптимизм изживаются.

Мир предстает перед младшим школьником как бесконечное пространство для игры и дружбы, познания и взаимодействия с природой. И это пространство защищено многочисленными взрослыми, поэтому отношения младшего школьника с миром можно условно назвать комфортным. Со временем эти отношения становятся более сложными по своему характеру.

В отношениях младшего школьника со сверстниками наблюдается определенная динамика. Если вначале обучения в первом классе симпатии объединяют детей просто знакомых до школы, то к окончанию начальной школы картина меняется – влияние учителя ослабевает, а основанием для принятия или приязни становятся (как в любом школьном возрасте) самые разные факторы – внешняя привлекательность, обладание интересными игрушками или компьютером, совместные занятия вне школы, пребывание в одном лагере летом, признание другими детьми и т.д.

Образ «Я» (отношение к себе) младшего школьника гармоничен, но при этом односторонен. Гармоничное отношение к себе проявляется в том, что в младшем школьном возрасте совпадают наличное, желаемое и представляемое другим «Я». К сожалению, поскольку образ «Я» младшего школьника сводится только к характеристике учебных успехов и поведения в школе, поскольку за пределами этого образа остаются многие реальные достоинства и недостатки, возможности и достоинства конкретного ребенка. Это обедняет образ «Я» и делает его односторонним. Таким образом, своеобразная гармоничность образа «Я» младшего школьника парадоксальна и не может не вызывать тревоги у взрослых.

Адекватно оценивая значимость взрослых в своей жизни и почти полную зависимость от них, младший школьник в тоже время осознает и свое значение в жизни взрослых. Он хорошо понимает, что жизнь, здоровье, благополучие ребенка, по крайней мере, для самых близких, - ни с чем не сравнимые ценности. И это часто провоцирует младшего школьника на манипулирование чувствами родителей, других родственников, иногда даже учителей с целью привлечь к себе внимание.

Самыми близкими и поэтому самыми идеализируемыми людьми для младшего школьника являются мам, папа, бабушка, дедушка, старшие брат или сестра. Разрушить доверие к ним чрезвычайно трудно. Ребенок вопреки очевидным фактам, отстаивает свое представление о родных как о самых замечательных людях, что называется, до последнего.

Младший школьный возраст отличается и своеобразной системой потребностей, которая содержит не только потребности, присущие всем людям, не только потребности свойственные детству, но и собственно возрастные потребности.

Одна их генеральных потребностей детства – стать взрослым – у младшего школьника трансформируется в стремление быть хорошим учеником, получать признание именно в этом качестве. Возникновение такой потребности по времени совпадает с созреванием тех структур мозга, тех органических процессов, тех психологических новообразований, которые объективно являются основанием для начала регулярного образования.

Младшему школьнику по – прежнему интересны рисование и конструирование. Он любит петь, танцевать, мастерить, у него яркий познавательный интерес, основанный на интуитивном принятии ценности знания. Высокая эмоциональность, недостаточная способность к длительным волевым усилиям обусловливают преобладание интереса к небольшим, близким, конкретным по результату делам, которые дети хорошо себе представляют от замысла до завершения.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Педагогика и школа в эпоху Возрождения
XIV—XVI века, вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения, характеризуются появлением внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного тогда класса — буржуазии, которая возродила культуру античного м ...

Неполные семьи как актуальная проблема социума
Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье ...

Педагогические требования
В процессе исторического развития человечество совершенствовало культуру взаимоотношений. В результате были выработаны и закреплены обязательные и безусловные нормы этих отношений. Они имеют обобщенный характер, поскольку затрагивают интересы всех людей, живущих на планете, а не какого-то отдельно ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru