Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Ребенок, став школьником, получает большие возможности для контактов с незнакомыми детьми и взрослыми, включается в дополнительное образование (начинает заниматься в музыкальной школе, посещать различные секции и кружки). Младший школьник ощущает и ужесточение, и обогащение своей жизни, и это дает ему основание осознавать свой новый возраст как ценный.
Для младшего школьника характерны и определенные социально – психологические особенности. Картина мира (отношение к нему) у большинства младших школьников – это яркая картина реального и воображаемого бытия, насыщенная радужными красками и радостными эмоциям, но упрощенная, плоская, необъемная. Младший школьник в начале данного периода своего развития не воспринимает мир отдельно от себя: он слит с семьей, страной, народом, природой. К концу рассматриваемого возраста такая синкретичность (нерасчлененность) и врожденный оптимизм изживаются.
Мир предстает перед младшим школьником как бесконечное пространство для игры и дружбы, познания и взаимодействия с природой. И это пространство защищено многочисленными взрослыми, поэтому отношения младшего школьника с миром можно условно назвать комфортным. Со временем эти отношения становятся более сложными по своему характеру.
В отношениях младшего школьника со сверстниками наблюдается определенная динамика. Если вначале обучения в первом классе симпатии объединяют детей просто знакомых до школы, то к окончанию начальной школы картина меняется – влияние учителя ослабевает, а основанием для принятия или приязни становятся (как в любом школьном возрасте) самые разные факторы – внешняя привлекательность, обладание интересными игрушками или компьютером, совместные занятия вне школы, пребывание в одном лагере летом, признание другими детьми и т.д.
Образ «Я» (отношение к себе) младшего школьника гармоничен, но при этом односторонен. Гармоничное отношение к себе проявляется в том, что в младшем школьном возрасте совпадают наличное, желаемое и представляемое другим «Я». К сожалению, поскольку образ «Я» младшего школьника сводится только к характеристике учебных успехов и поведения в школе, поскольку за пределами этого образа остаются многие реальные достоинства и недостатки, возможности и достоинства конкретного ребенка. Это обедняет образ «Я» и делает его односторонним. Таким образом, своеобразная гармоничность образа «Я» младшего школьника парадоксальна и не может не вызывать тревоги у взрослых.
Адекватно оценивая значимость взрослых в своей жизни и почти полную зависимость от них, младший школьник в тоже время осознает и свое значение в жизни взрослых. Он хорошо понимает, что жизнь, здоровье, благополучие ребенка, по крайней мере, для самых близких, - ни с чем не сравнимые ценности. И это часто провоцирует младшего школьника на манипулирование чувствами родителей, других родственников, иногда даже учителей с целью привлечь к себе внимание.
Самыми близкими и поэтому самыми идеализируемыми людьми для младшего школьника являются мам, папа, бабушка, дедушка, старшие брат или сестра. Разрушить доверие к ним чрезвычайно трудно. Ребенок вопреки очевидным фактам, отстаивает свое представление о родных как о самых замечательных людях, что называется, до последнего.
Младший школьный возраст отличается и своеобразной системой потребностей, которая содержит не только потребности, присущие всем людям, не только потребности свойственные детству, но и собственно возрастные потребности.
Одна их генеральных потребностей детства – стать взрослым – у младшего школьника трансформируется в стремление быть хорошим учеником, получать признание именно в этом качестве. Возникновение такой потребности по времени совпадает с созреванием тех структур мозга, тех органических процессов, тех психологических новообразований, которые объективно являются основанием для начала регулярного образования.
Младшему школьнику по – прежнему интересны рисование и конструирование. Он любит петь, танцевать, мастерить, у него яркий познавательный интерес, основанный на интуитивном принятии ценности знания. Высокая эмоциональность, недостаточная способность к длительным волевым усилиям обусловливают преобладание интереса к небольшим, близким, конкретным по результату делам, которые дети хорошо себе представляют от замысла до завершения.
Результаты контрольного исследования
Контрольное исследование было проведено по тем же методикам, что и при проведении констатирующего эксперимента (Результаты контрольного исследования обобщены в приложении №4). Обобщенные результаты контрольного исследования представлены в таблице: Таблица №2. Обобщенные результаты контрольной диагн ...
Причины
употребления алкоголя и других психоактивных веществ
К сожалению, влияние макросоциума на общее развитие ребенка, особенно пока он мал, обычно не дооценивается. Однако через настроение родителей и близких родственников, их отношения к другим людям и событиям ребенок четко улавливает два основных параметра функционирования общества в целом: благополуч ...
Этапы создания педагогического теста
Процесс создания педагогического теста должен быть эффективным, научно обоснованным средством измерения учебных достижений [8]. В своей статье «Тестовые задания» Герасименко Д. рассматривает ряд этапов создания педагогического теста. Мы проанализировали эти этапы и разделили их на 4 основных блока. ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.