Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Педагогическая организация досуга старшеклассников несёт в себе серьёзные воспитательные возможности. Подростки обычно меньше сопротивляются воздействиям педагогов в обстановке свободной деятельности. Влияние в свободное время воспринимается как непреднамеренное и не посягающее на свободу личности. С этой точки зрения весьма перспективной формой воспитания является школьный клуб. Под этим понятием имеется в виду не место, где располагаются различные кружки, а досуговое сообщество, особую организацию деятельности и общения. Английское слово "Club" имеет ряд значений; среди них: "собираться вместе", "устраивать складчину", "клуб".
Клубные занятия нужны, прежде всего, самому школьнику, поскольку удовлетворяют некоторые особые его потребности. По мнению специалистов по клубной работе, эти потребности можно свести к пяти основным группам:
— потребность в отдыхе;
— в разностороннем развитии;
— в общении;
— в самостоятельности, самореализации, творчестве:
— гедонистические потребности (в удовольствии, радости, положительных эмоциях).
Для отдыха необходима смена деятельности, круга общения, социальной роли и служебного статуса (и, говоря о школе, смена некоего полуофициального ученического статуса — например, "троечник из 9-го "б"). В клубе даже "трудный" школьник перестаёт чувствовать себя ущербной или ущемлённой личностью, преодолевает монотонность основной деятельности, развивается более гармонично, успешен в какой-то сфере деятельности.
Клуб как специальное объединение школьников даёт возможность оптимизировать творческую деятельность ребят, связывает её определённой их организацией, позволяет расширять эту деятельность, ибо к организации её привлекаются сами школьники. Клуб помогает повысить также её стабильность и самостоятельность учеников.
Наконец, он позволяет получить существенный прирост в нравственном воспитании школьников, так как резко расширяет сферу и опыт коллективной деятельности, укрепляет такое мощное средство воспитания, как коллектив. Клубная деятельность нужна самим детям, увлекает их, она невозможна без совместного преодоления трудностей, без совместных действий. Очень важно, что она регулярно повторяется, воспроизводится, закрепляя при этом и делая привычными коллективные связи и отношения. Здесь ребятам легче проявить себя в роли организаторов и руководителей.
При разработке содержания клубной деятельности необходимо соединить разные начала — развлекательное (что сразу привлекает школьников) и воспитательное (это необходимо для решения различных задач). Естественно, что в первое время, пока клуб не завоевал популярность, упор делается на первое начало. Но постепенно всё большую роль начинает играть второе.
Развлечение — неотъемлемая сторона досуга, и нелепы попытки иных педагогов заменить вечера собраниями или запретить в школе танцы.
Можно согласиться с мнением педагога Ю. А. Стрельцова о том, что нарочитое "напичкивание" развлекательных занятий в клубе "глубоко серьёзным политическим, производственно-трудовым и иным материалом ничего, кроме вреда, не приносит".
Однако кроме досуга в клубной жизни должна быть и вторая сторона, тесно связанная с первой. Это руководство клубом, подготовка вечеров, организация кружков, обсуждение итогов работы, отчёт клубных органов и ответственных лиц, выработка определённого стиля поведения и деятельности в клубе, проведение собраний, конференций, регулярных заседаний правления, выпуск клубных газет и тому подобная общественная деятельность.
Понятие творчества в педагогической деятельности
Педагогическая деятельность как и любая другая имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализац ...
Основные цели обучения математике
Овладение всеми учащимися элементами мышления и деятельности, которые наиболее ярко проявляются в математической ветви человеческой культуры и которые необходимы каждому для полноценного развития в современном обществе. Создание условий для зарождения интереса к математике и развития математических ...
Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека. Термин "сострадание" непосредственно связан с переживанием. Переживания в психологических источниках рассматриваются как эмоционально окрашенное состояние личн ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.