Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Только в процессе общения со сверстниками, в коллективе складывается среда, в которой у ребенка возникают отношения ответственной зависимости, а, следовательно, наилучшие условия для формирования способности идентифицировать себя с другим человеком.
Какова же главная сила, объединяющая детей в коллектив? Какова та сила, которая ведет к духовно обогащающему единению людей? Что же создает подлинную гармонию личного и общественного? На важнейшие вопросы современной практики и теории воспитания В.А. Сухомлинский отвечает так: «Эта сила — забота человека о человеке. Ответственность человека за человека. Ответственность человека перед коллективом, обществом». [31] И этот тезис В.А. Сухомлинский развертывает в своих трудах всесторонним образом, определяя единство развитого общения и гармонического становления личности школьника.
Другим важным направлением воспитательного процесса школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Известно, что такие личностные качества, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают в трудовой деятельности.
Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, в трудовой деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.
Божович Л.И. также подчеркивала большое значение труда для формирования всесторонне развитой личности младшего школьника. «Задача школы заключается не только в том, чтобы дать определенное количество знаний. Нужно также воспитать ребенка. Школа пытается сформировать личностные качества в ходе учебной деятельности. Учебная деятельность сама по себе не может полностью обеспечить формирование этих качеств, она не имеет для этого благоприятных условий. В труде общественный результат деятельности выступает в реальной предметной, вещественной форме. В труде более ощутимо выступает необходимость совместных усилий коллектива в достижении определенного результата. Именно поэтому труд имеет особо важное значение для воспитания школьника». [4]
Какое значение имеет сотрудничество и взаимодействие детей в ходе развития воспитательного процесса? Можно сделать вывод о том, что в деятельности каждого отдельного младшего школьника коллектив и общение играют незаменимую роль, положительную. Данный вывод согласуется с мнением Пиаже, который в общении индивида выделял отношения со сверстниками и противопоставлял их отношениям "ребенок - взрослый". В группе сверстников, отношения равноправные и симметричные, а между ребенком и взрослым (какими бы демократичными они не были) - иерархические и несимметричные. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой и организации совместной игровой, учебной и трудовой деятельности. [25]
Таким образом, для развития индивида как полноценно развитой нравственной личности общение и коллективная учебная, игровая и трудовая деятельности представляются незаменимыми.
Остановимся более подробно на особенностях использования различной деятельности и общения в воспитании младших школьников.
Отношение к патриотизму в истории России
По мнению учёных, зачатки патриотизма появляются ещё в первобытнообщинной формации. В те времена патриотизм опирался на кровнородственные связи, носил эмоционально-чувственный характер. Корни патриотизма кроются в нескольких примитивных, биологически необходимых предрасположениях: из инстинктов раз ...
Неполные семьи как актуальная проблема социума
Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье ...
Условия развития сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста в
дошкольном учреждении
Задачи: - Выявить уровень развития сюжетной игры у детей средней группы. - Проанализировать состояние предметно-игровой среды в средней группе детского сада. - Выявить особенности руководства воспитателями сюжетными играми детей. - Выявить особенности методической работы по организации руководства ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.