Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия "познавательный интерес".
При рассмотрении данного вопроса мы будем опираться на теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности. Наше исследование, базируясь на основополагающих методологических принципах этих наук, при решении поставленных задач предполагает последовательную реализацию деятельностного подхода.
Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает - "важно, имеет значение". В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.
Понятие "интерес" многозначно. Его содержание связывают как с характеристикой социальных групп разной общности (общественные интересы), так и с характеристиками личности (личностные интересы).
Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей.
В исследованиях Г.И. Щукиной познавательный интерес определяется как "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе . увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется" Она указывает, что этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом.
Несколько иную точку зрения высказывает Н.Г. Морозова. Познавательными она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как "эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности".
В.Б. Бондаревский, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн считают, что познавательный интерес выступает:
— как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
— как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение;
— как особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам.
Познавательный интерес рассматривается рядом авторов как потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремиться к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения имеющейся у него "жажды знаний" (Л.И. Божович, H.A. Менчинская, Г.И. Осипов, М.Н. Скаткин, Ю.В. Шаров).
По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн), познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер.[21,448c.]
В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение.
Разработка в подгруппах содержания дидактических игр по ознакомлению дошкольников
с предметным миром
Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие и другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развит ...
Проблемы развития одаренных детей в процессе обучения математике
В предыдущем параграфе рассмотрены различные условия и методы работы с одаренными детьми. Существует множество авторских программ по выявлению и развитию детей с высокими способностями, способов и подходов к данной задаче. Но, в настоящее время, невозможно рассматривать одно из направлений в работе ...
Компоненты детской субкультуры
Детская субкультура является миром, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Исследователи выделяют множество компонентов, характерных для детской субкультуры. Рассмотрим наиболее яркие из них. Прежде всего, необходимо выделить детскую игру, которая является ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.