Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Характеристика речевого развития детей с задержкой психического развития

Материалы » Коррекция специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития » Характеристика речевого развития детей с задержкой психического развития

Страница 1

Речь – ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. Готовность к школьному обучению включает определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность различать и дифференцировать акустические признаки звуков (звонкость-глухость, твердость-мягкость, шипящие - свистящие и др.), достаточный для полноценного общения с окружающими, уровень сформированности словаря и грамматического строя, умения логично, связно строить высказывание, речевую активность.

Как отмечают М.С. Певзнер [34], Т.А. Власова [7], К.С. Лебединская [28], С.Г. Шевченко [51], Р.И. Лалаева [22], И.Н. Садовникова [40], Л.Н. Блинова [5], Т.Б. Филичева [43], Н.С. Жукова [21], Ф.Д. Тригер [48], Г.Е Сухарева [44], Е.М. Мастюкова [31], А.Ф. Ястребова [50], Н.М. Назарова [30], и другие специалисты, речь детей с задержкой психического развития в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей, куда входят: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению (слабое осознание звукового строения слова); недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие – умственное действие по определению количества, последовательности, мест звуков.

Причинами возникновения задержки психического развития могут быть патологии беременности у матери (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору – АВО и другим факторам), недоношенность, асфиксия и родовые травмы, постнатальные нейроинфекции, токсикодистрофирующие заболевания первых лет жизни, поэтому особенности речевого развития уже заметны с первых месяцев жизни ребенка, а также длительная социально-культурная депривация (в частности, пребывание с момента рождения в условиях неблагополучной семьи) и влияние стрессовых психотравмирующих факторов.

Как отмечает Н.Ю. Борякова, резкое отставание от нормы в речевом развитии наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет у детей появляется в период от 4 до 8 месяцев, то у детей с задержкой психического развития лепет отмечается в период от 8 до 12 месяцев. [4].

Аналогичной точки зрения придерживаются Т.А. Власова, Е.М. Мастюкова, Р.Е Левина по их мнению первые слова у этих детей появляются в период после 2 лет. В норме появление первых слов у детей наблюдается в период от10 до 18 месяцев, но особенно значительное отставание отмечается в появлении фразовой речи. [7], [25].

В исследованиях М.А. Фишман, Л.И. Переслени, закономерно становится вопрос о том, можно ли говорить о нарушениях у детей с задержкой психического развития или речь полностью определяется уровнем их умственного развития. [35]. Они отмечают, что когнитивное и речевое развитие тесно связаны между собой, но вместе с тем, что развитие познавательной деятельности и речи характеризуется определенными особенностями. [35]. Снижение интеллектуального развития отрицательно сказывается на уровне речевого развития. Однако отсутствует явная, непосредственная корреляция между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи. Так, среди детей с задержкой психического развития целебрально-органического происхождения (пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью) определенная их часть имеет достаточный уровень развития импрессивной и экспрессивной речи, у другой же части детей отмечается гораздо более низкий уровень речевого развития, который сочетается с разнообразными нарушениями речи.[35].

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Составление методических рекомендаций для педагогов и родителей по коррекции дисграфии у младших школьников путем компьютерных технологий
Основываясь на психологических и физиологических особенностях детей младшего школьного возраста, необходимо отметить, что на данном этапе наиболее результативным является игровое обучение, которое позволяет сформировать новые знания, умения и навыки, вовлекая детей в захватывающий мир игры. Такое о ...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемог ...

Понятия «одаренность» и «способности»
Одаренность. Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (В.А. Крутецкий, Ю. Д.Бабаева, М.А. Холодная, Н.С. Лейтес и др.) ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru