Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Первоначально развитие фонематического восприятия осуществляется в процессе различения «не слова» и слова, т.е. выделения наименьшей смысловой единицы языка. Слова выделяются из предложения путем показа отдельных предметов, действий и их серий; ответов на вопросы с помощью соответствующей картинки.
Затем внимание детей привлекается к фонематическому составу слова. Формируется понимание сигнального значения слова. В слове рассматривается два вида сигнальных значений — лексическое и грамматическое.
Особо внимание детей следует фиксировать на акустических различиях дифференцируемых фонем и на зависимости значения слова от этих различий.
Различение лексических значений осуществляется в словах, близких по длине и ритмической структуре. Слова предлагается предъявлять в определенной последовательности.
Вначале дифференцируются слова, начинающиеся с дизъюнктных фонем, т.е. фонем противопоставленных по нескольким акустико-артикуляционным признакам. Затем предлагаются слова, начинающиеся с оппозиционных фонем (зуб — суп, дом — том, мышка — мишка, мак — бак, бить — пить). После этого внимание привлекается к словам, различающимся гласными звуками в середине слова (мак — мок, лак — лук, дом — дым, мошка — мушка); отличающимся последней согласной фонемой (нож — нос, сом — сок — сон) и согласной фонемой в середине слова (коса — коза, касса — каша, забыть — завыть). В заключении отрабатываются слова, называющие омонимы (ручка, лист, шляпка, лисички).
Тренировочные задания проводятся в игровой форме (указание предмета, место которого менялось; выбор предмета из множества; «поручение» с предметом; отыскивание предмета; завершение предложений путем показа соответствующей картинки и др.) с использованием различных знакомых предметов и иллюстраций, названия которых фонематически различны. Наглядную опору следует постепенно исключить и ориентироваться только на словесную инструкцию.
Понимание изменений грамматических значений, зависимых от фонематического состава слова, осуществляется путем противопоставления грамматических форм (основных и производных существительных с уменьшительными суффиксами, существительных в единственном и множественном числе, существительных в именительном и косвенных падежах, разноприставочных глаголов, окончаний при изменении рода и числа прилагательных и т. д.).
Отрабатываемая на занятиях лексика должна активно использоваться при составлении предложений и их пар, включающих слова, противопоставленные по фонематическому признаку.
Дифференциация фонем, особенно смешиваемых, проводится в слогах, словах, фразах с использованием приемов «Слушай себя», «Звукопровод», тренажера «слуховая труба», а также элементов фонетической ритмики.
Слоговая структура слов формируется на базе интонационно-ритмического рисунка и правильно произносимых звуков по методикам Н.С.Жуковой, Т.Б. Филичевой, А.К. Марковой, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усановой и др. Внимание к слоговой структуре слов привлекается также при назывании логопедом слов с переставленным, отсутствующим или лишним слогом.
Слуховое внимание и слуховая память развиваются в процессе запоминания и воспроизведения слоговых рядов, состоящих из различных сочетаний правильно произносимых гласных и согласных звуков, при изменении ударения и интонации; слов, состоящих из ранее отработанных слогов; предложений, включающих правильно произносимые слова, и т. д.
На этапе автоматизации звуков роль зрительного анализатора сводится к минимуму, и основную роль играет слуховой контроль. При этом ребенок прислушивается к произношению окружающих и собственному, сравнивает их. С целью активизации кинестетического и слухового контроля хорошо использовать резонаторную маску. Она позволяет не только усиливать звучание собственного голоса, но и дает возможность аудитивно воспринимать языковой материал, озвученный разными дикторами, через магнитофон.
Методы выявления и диагностики одаренности
В настоящее время существуют два основных взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки. Второй – на системе комплексной оценки. В рамках первого из указанных подходов в качестве количественного показателя, характеризующего индивидуальный уровень интеллек ...
Техника акварельной живописи
Мы знаем, что акварель обладает широкими возможностями, позволяет брать глубокие, насыщенные тона, а также и тончайшие, едва уловимые оттенки. Акварелью пишут в технике «алла прима» и лессировками, «по-сухому». «Алла прима» — значит, писать сразу, стараться взять цвета в полную силу, без дальнейших ...
Характеристика содержания понятия «художественное восприятие»: его
свойства, типы, ступени развития
Выявленные нами в параграфе 1 характеристики термина «восприятие» получают следующую смысловую интерпретацию в понятиях, отражающих специфику художественной деятельности. К их числу мы относим такие важные для нашего исследования понятия как: «художественное восприятие», «свойства художественного в ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.