Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Диагностика музыкального обучения

Страница 2

4) поощрение двойной оценкой (например, сразу две "пятерки" — за творческую оригинальность в исполнительстве, активность в решении проблемных задач или за старание, усердие, желание учиться петь и понимать музыку).

В любом случае не забывайте, что в первую очередь учитель всегда и во всем воспитывает своих питомцев, а не просто учит конкретным знаниям. И потому в оценивании детей ориентируйте учащихся на доброту, понимание, чуткость и справедливость. И тогда эти качества станут для детей неким эталоном их поведения в обществе.

Не спешите ставить "двойку", даже если ребенок на уроке ненароком расшалился. Со строгой интонацией голоса, переживая как свою собственную неудачу, поставьте просто точку в дневнике.

Оценка "3" тоже педагогически не верна, так как она может погасить интерес ребенка и соответственно его потребность в красоте и доброте. Очень важно, чтобы ребенок видел в учителе музыки соучастника своего вхождении в мир музыкального искусства. Радуйтесь удачам ваших воспитанников: ведь их успехи — плод вашего труда. А если видите, что кто-то отстал от вас, подождите, не спешите отмечать недостатки. Помогите своей верой ребенку, не забывайте, что оценка — это не только констатация результата, но и средство мотивации учения.

Оценивать следует все виды музыкальной деятельности детей на уроке. Так, учитель может поставить, например, две оценки — одну за слушание музыки, другую за пение. А может поставить одну общую.

Наряду с текущим учетом, проводимым на каждом уроке, различают итоговый учет в конце каждой четверти и всего учебного года. Данные текущего и итогового учета позволяют проследить динамику музыкального развития детей.

Ю.Б.Алиев полагает, что к основным критериям в определении музыкального развития младших школьников относятся:

— уровень развития художественных предпочтений;

— участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;

— информированность в области художественной культуры общества.

Аналогичные критерии присущи методике изучения музыкальной культуры младших школьников Л.В.Школяр, выделяющей три компонента понятия музыкальной культуры: музыкальный опыт, музыкальнуй грамотность и музыкально-творческое развитие.

Критериями наличия музыкального опыта, согласно Школяр, являются:

— уровень общей осведомленности о музыке;

— наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений;

— мотивация обращения ребенка к той или иной музыке. "Самое главное — выяснить: что ребенок ждет от музыки, что ищет в ней. Ответ на этот вопрос надо искать в сфере духовных накоплений". В этой связи Школяр предлагает младшим школьникам задания на воображаемые ситуации, например: "Если бы ты был учителем музыки, какие произведения ты бы выбрал на заключительный урок четверти года, что бы ты хотел ею рассказать детям?", "Какую музыку ты выберешь, чтобы послушать в кругу семьи?" и др.

В качестве справки приводим некоторые нормативы оценки знаний, умений и навыков, рекомендуемые Институтом художественного воспитания детей АПН:

"5" по слушанию музыки — ученик должен дать правильный ответ, содержащий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности и их взаимосвязи.

"5" по пению — знать нотный текст и слова песни, петь чисто, ритмически точно и выразительно, не иметь существенных недостатков в качестве звучания, дать правильную характеристику качества своего исполнения, при наличии отдельных неточностей — быть в состоянии устранить их при повторном исполнении, уметь петь их по нотам и иметь определенные навыки импровизации".

С духовным постижением музыкального искусства. Л. В. Школяр связывает и критерии музыкальной грамотности:

— степень внутренней открытости школьников для постижения незнакомой музыки;

— наличие у ребенка способности "открывать себя" через музыку;

— степень сопричастности ребенка к содержанию музыки, к стоящим за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на его взгляд, именно такое музыкально-смысловое содержание;

— степень ориентированности детей в музыкально-драматургических процессах, в выразительных средствах, понимание их организации в конкретном произведении с опорой на закономерности музыкального искусства.

Параметрами оценки владения детьми творческими навыками и умениями являются:

— эмоциональность;

— степень осознанности замысла;

— изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения;

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Песня. Её роль в формировании иноязычных речевых навыков
Начнём с того, что комплексное развитие практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на сферу их личных интересов, склонностей и мотивов. Музыка является одним из самых эффективных способов возд ...

Музыка в системе искусств
Как и другие виды духовной деятельности человека, музыка – это средство познания мира, данное человеку, чтобы он научился понимать самого себя, видеть красоту Вселенной и постигать смысл жизни. «Музыка – язык чувств», – сказал Роберт Шуман. Но выражению чувств музыка начала учиться только на излете ...

Педагогические идеи Яна Амоса Коменского
Ян Амос Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Отличительной чертой педагогических воззрений Ян Амоса Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качеств ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru