Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Метод Войта

Методика доктора Войта. В начале 50-х годов детский невропатолог из Чехословакии Вацлав Войта, занимаясь реабилитацией детей, страдающих ДЦП, заметил определённые закономерности в изменении их мышечного тонуса. Так началась разработка нового лечебного метода. В ходе дальнейших клинических исследований оказалось, что улучшения в работе мышц у детей, страдающих ДЦП, имели определённые особенности: впервые у этих детей в их скелетной мускулатуре возникли закономерные и автоматические мышечные функции, неизвестные им ранее. Столь же регулярно восстанавливались и вегетативные реакции (покраснение кожи, образование пота на определённых частях тела, изменение кровяного давления, частоты и глубины дыхания). Отмечалось, что если мышцы удавалось "разбудить" единожды, то пациент автоматически включал их в спонтанную моторику. В течение многих лет в Мюнхенском Детском Центре активно практикуют этот метод реабилитации не только у детей, страдающих ДЦП, но и при ряде других заболеваний, сопровождающихся нарушением моторики. Метод В. Войты получил широкое распространение в странах Европы, в Японии, США как один из самых эффективных в лечении двигательных патологий, постепенно он становится известен и в России. Данная методика особенно эффективна в раннем возрасте (до 1 года). Рефлекторные реакции интенсивнее, чем в старшем возрасте, патологические "заместительные" стереотипы движения не зафиксированы жёстко. Эта методика не тренирует конкретные двигательные акты, а показывает центральной нервной системе путь для реализации правильной двигательной активности. При этом особое значение имеет собственная мотивация ребёнка: его интерес к окружающей среде, побуждающий к двигательной активности. Еще этот метод позволяет предотвращать угрозу развития ДЦП при ранней диагностике и лечении. У детей более старшего возраста и взрослых при сформировавшихся и закрепившихся (вследствие нарушения работы ЦНС) патологических статических и двигательных стереотипах эффективность терапии ниже, чем у детей до года; однако наблюдается положительная динамика в виде появления новых двигательных навыков, снижения спастики, улучшения координации движении и равновесия, уменьшения патологических синкинезий. При воздействии данным методом важно не само движение пациента, а реакция всего организма на стимуляцию, тогда как движения во время процедуры практически не допускаются. Именно таким образом происходит выработка, тренировка и закрепление правильных двигательных и статических стереотипов.

Отдельных слов заслуживает система диагностики двигательных нарушений по Войту, которая позволяет на самых ранних стадиях распознать и оценить степень поражения ЦНС.

Многие специалисты считают, что на сегодняшний день метод доктора Войта является одним из наиболее эффективных при лечении любых поражений ЦНС, сопровождающихся нарушением двигательной активности, при диагностике и лечении угрозы развития ДЦП, при лечении последствий травм.

Работа по методике Войта с детьми, страдающими детским церебральным параличом, невозможна без активного участия родителей. Специалист подбирает для каждого пациента определённое сочетание и характер воздействия на "пусковые" зоны, а также положения, наиболее эффективные для данного пациента. Так как терапия проводится 3 - 4 раза в день, родители принимают непосредственное участие в процессе лечения. Специалист обучает родителей, контролирует их "работу" и по мере необходимости проводит коррекцию курса. Коррекция происходит регулярно и зависит от степени развития двигательных навыков. То есть для детей, страдающих детским церебральным параличом, Войта-терапия становится на какое-то время "образом жизни".Дополнительно необходимо медикаментозным, массажем, водолечением, гимнастиками и т.д.

Новые статьи:

Диагностика музыкального обучения
Диагностикой музыкального обучения является определение результатов дидактического процесса в условиях урока музыки. Как и в общей педагогике, в музыкальном обучении различают две формы диагностики — диагностирование обученное™ (своевременное выявление, оценка и анализ продуктивности деятельности д ...

Психолого-педагогические рекомендации по развитию сенсомоторной координации
Развитию зрительно-двигательной (сенсомоторной) координации и тонкой ручной моторики способствуют виды деятельности, хорошо знакомые каждому ребенку: рисование, аппликация, лепка из пластилина (глины), конструирование и работа с мозаикой. Заметный развивающий эффект дает и освоение детьми азов разл ...

Пространственно-объемное творчество
Пользование строительными материалами, и непременно разнокачественными, должно быть введено как можно ранее в круг творческого внимания ребенка. Строительные работы — могучий способ развития в ребенке не только чувства, но и точного знания трехмерного пространства, его законов и взаимоотношений с м ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru