Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. Уже у новорожденных имеется чувствительность к звукам, которая обнаруживает себя изменением общей двигательной активности ребёнка, нарушением частоты и ритма дыхания, торможением сосательных движений. Постепенно ребёнок становится более внимателен именно к звукам человеческой речи, которые вызывают у него выраженную реакцию сосредоточения.
Основой для развития фонематического восприятия является нормальное развитие слухового восприятия: уже в 1-2 месяца отмечаются ориентировочные реакции на слуховой раздражитель (звучание погремушки, голос матери, мелодия); в 2-3 месяца – ориентировочно-поисковые реакции; в 3-4 месяца ребёнок находит источник звука, различает голоса близких, различает строгую и ласковую интонации, спокойную и плясовую мелодии, по-разному реагирует на своё и чужое имя, начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих.
Интонация играет ведущую семантическую роль в понимании и выражении ребёнка во вторую четверть первого года его жизни.
Швачкин Н.Х. подчёркивает, что возникновение сенсомоторных связей, относящихся к четвёртому месяцу жизни ребёнка, является важнейшей предпосылкой речи вообще и звуков речи в частности. В 6-7 месяцев развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На шестом месяце особую семантическую функцию получает ритм. На 7-8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов, которые ему показывают. В конце первого года жизни вслед за интонацией и ритмом семантическую значимость начинает получать звуковой рисунок слова. Этот этап развития детской речи автор назвал до-фонемным.
Под воздействием изменения семантики происходит переход к фонематическому восприятию речи, связанный с коренной перестройкой и артикуляции и речевого слуха ребёнка. Начатки этого перехода отмечаются в начале второго года жизни. Речь второго периода Н.Х. Швачкин назвал фонемной. Фонематическое становление речи ребёнка существенно зависит от психологических особенностей фонем:
Обобщённость фонемы
Фонема возникает в связи со становлением слова. Фонема включает в себя ряд фонетических представлений и, конкретизируясь в процессе речи, является представлением, образом.
2. Различительная функция фонемы.
Фонема-звук, различающий значения слов. Психологическая особенность различения значений с особой чёткостью обнаруживается в момент образования фонемы. Возникновение фонем связано с развитием способности различения значения; она рождается в процессе развития этой способности, является своеобразным вестником этого явления.
3. Константность фонемы.
Благодаря ей, мы разное "к" в словах "кот", "кат" воспринимаем как одинаковое "к".
4. Произвольность или преднамеренность фонемы.
Фонема-звук, произвольно или преднамеренно произносимый. Произвольность фонемы чётко выявляется в момент её возникновения. В период до-фонемной речи ребёнок произносит звуки непроизвольно, они сопровождают артикуляцию.
Н.Х. Швачкин составил общую схему фонематического развития. На первой стадии ребенок овладевает различением гласных:
А в отличие от других гласных
противопоставление по ряду И-У, Э-О, И-О, Э-У
противопоставление гласных среднего и верхнего подъема И-Э, У-О.
На второй стадии учится определять наличие или отсутствие согласных в слове, затем овладевает умением различать согласные:
- различение сонорных– шумных
различение твердых – мягких
различение сонорных между собой
различение губных и язычных
различение взрывных и щелевых
различение переднеязычных и заднеязычных
различение глухих и звонких согласных
различение шипящих и свистящих
различение плавных и йот.
На основе данных Р.Е. Левиной можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.
Артистизм и стильность учителя. Компоненты
артистизма
А.П. Чехов говорил А.М. Горькому: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!» Как видим, писатель, много думавший о школьном учителе, понятие «артист» распространил на всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают. Нужно, чтобы все науки, – будь то матема ...
Характеристика описательной речи детей 5 года жизни по данным констатирующего
эксперимента
Наша опытно-экспериментальная работа строилась по принципу систематизирования и обобщения всех знаний, полученных из методических и психологических трудов, упомянутых в данной работе. В своей практической деятельности мы учитывали особенности как возрастной психологии детей, так и индивидуальные сп ...
Особенности адаптации учащихся при переходе из начальной в среднюю школу
Мы уже отметили, что переход из начальной школы в среднюю, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой. О.Г. Харкевич выделяет две группы причин, оказывающих влияние на процесс адаптации при переходе в пятый класс: 1. Социал ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.