Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Предметность художественного восприятия. Если предметность восприятия в общей психологии - это «отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру», то предметность художественного восприятия – это особая «способность личности опредмечивать в идеальных образах то, что принципиально не может иметь предметного воплощения в окружающей действительности». Для того, чтобы данный процесс протекал естественно, для этого необходимо наличие у субъекта высокого уровня эмоциональности, или особому свойству художественного восприятия - эмоциональной напряженности: эмоциональности и интенсивности эмоциональных реакций. При этом подобное состояние может возникнуть у субъекта только в результате «осознания особого содержания предмета восприятия: своих собственных переживаний и отношений при восприятии реального мира или произведения искусства».
Целостность восприятия понимается как совокупность ощущений различной модальности (зрительных, слуховых, тактильных т.д.) в едином образе, что может быть обозначено как «модальная целостность». Целостность именно художественного восприятия определяется спецификой конкретного вида искусства, суть которого в том, что «данное понимание целостности, фиксирует несовпадение образа восприятия с какой-либо одной модальностью, например, с чисто зрительным отображением реальности, … опирающимся исключительно на освоение приемов точного воспроизведения внешних форм предметов». Данное обстоятельство должно обязательно учитываться педагогами художественного образования при выборе средств и педагогических способов развития восприятия в той или иной области художественного творчества.
Важнейшей характеристикой свойства целостность художественного восприятия выступает «способность воспринимать мир в единстве с самим собой, со своими переживаниям мира».
Отличие целостного восприятия, определяемого в психологии от художественного, заключается в том, что в психологии целостность определяется «как априорное свойство, действующее на уровне бессознательного», а художественное предполагает обязательную «осмысленность данного свойства, проявляющаяся как умение замечать, фиксировать в своем сознании целостность образов окружающего мира» .
Структурность восприятия. Любой воспринимаемый образ целостен и имеет собственную структуру, т.е. «состоит из взаимосвязанных, взаимоупорядоченных по важности, структурированных в пространстве и во времени элементов». Однако структура образа художественного восприятия характеризуется как упорядоченностью более высокого уровня: «Отличие структурности образа художественного восприятия – осознанность этого качества». Так любой Художник, создавая тот или иной образ, всегда его переживает и сознательно выбирает форму для его воплощения.
Константность художественного восприятия – это, с одной стороны, общечеловеческая способность отражать в восприятии «не первичные ощущения, но сложившиеся структуры сознания», что обеспечивает постоянство, правильность образа вне зависимости от влияния условий восприятия. С другой стороны – это специфическая особенность художественного восприятия конкретной личности, обусловленная ее персональным опытом (или его отсутствием) общения с искусством.
Аконстантность художественного восприятия выступает как необходимое условие, обеспечивающее овладение изобразительной деятельности, Аконстантность - это способность человека «видеть реальный мир в материале искусства», воспринимать его в соответствии с правилами изображения (или выражения), существующими и творимыми в искусстве, определяет такое свойство образа художественного восприятия как его неожиданность, оригинальность, своеобразие.
Осмысленность художественного восприятия – это, с позиций психологии, естественная перцепция, генетическая способность к различению сигналов. Осмысленность художественного восприятия - это; во-первых, – наши переживания, чувства, отношения к объекту восприятия; структура формы художественного произведения или явления реальности.
Планирование работы профессионального учебного заведения
Цели занятия: изучить особенности планирования работы профессионального образовательного учреждения; осмыслить содержание работы профессионального учебного заведения. План: Общие требования к планированию работы профессионального образовательного учреждения. Содержание работы профессионального учеб ...
Методы оценки дифференцирующей способности
Дифференцирующая способность (ДС) - способность тестового задания дифференцировать (различать) сильных (способных) от слабых [14]. Рассмотрим несколько методов вычисления дифференцирующей способности. Метод 1 - вычисление коэффициента дискриминации. А. В этом методе вычисляется коэффициент дискрими ...
Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах
и форме предмета в процессе дидактических игр
В формирующем эксперименте исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Для формировании у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета с ними были проведены следующие дидактические игры: 1. Дидактическая игра "Посмотри вокруг" - за ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.