Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В классификации целей обучения математике В. А. Гусева на основе идей целостного формирования личности и дифференцированного подхода к обучению отражена направленность на целостное развитие личности и выделены три блока целей обучения математике: 1) получение всеми учащимися основ математических знаний, умений и навыков; этот блок определяется учебными программами; 2) формирование основных стержневых качеств личности, для которых обучение математике играет существенную роль; здесь основным являются качества личности: а) составляющие умственное воспитание (дедуктивное мышление, дисциплина и критичность мышления), б) составляющие ее творческий характер (творческие способности), в) связанные с формированием мировоззрения (понимание закономерности мира и принципов познания, интерес к приобретению научного взгляда на развитие мира, понятийное мышление), г) связанные с нравственным воспитанием (становление нравственных черт личности), д) связанные с эстетическим воспитанием (чувства прекрасного, воображение), е) связанные с трудовым воспитанием; 3) специальные цели собственно математического образования (математическая речь, использование математических инструментов, построение математических моделей, пространственные представления, математическая интуиция) . Проприетарная торговля или проп трейдинг - извлечение прибыли из операций на рынке
Однако следует отметить, что цели развития учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе не дифференцированы по уровням и, в частности, не выделены цели развития одаренных учащихся. Такая попытка предпринята в исследовании О. Б. Епишевой .
В таблице 1 (Приложение 1) показано проектирование дифференцированных учебных целей. При этом, по мнению О. Б. Епишевой, достижение определенного уровня учебных целей зависит от уровня развития учащихся; в частности, третьего уровня усвоения достигают как раз те учащиеся, которые проявляют способности к учебной математической деятельности. В этом исследовании представлены и дифференцированные развивающие цели обучения математике, основные категории которых представлены в первом столбце таблицы 2 (Приложение 1).
Второй столбец этой таблицы содержит примеры обобщенных типов этих целей 3-го уровня, что, соответствует как компонентам математических способностей математического мышления (3-й столбец таблицы 2). Четвертый столбец таблицы содержит типы математических задач, соответствующих категориям развивающих целей (таблица 2 будет использоваться нами во второй главе работы при составлении системы задач, направленной на развитие одаренных учащихся). В диссертационном исследовании О. Б. Епишевой разработаны следующие условия достижения развивающих целей обучения математике: 1) система обобщенных типов учебных задач, адекватная системе целей; 2) система основных обобщенных приемов учебной деятельности как средства решения учебных задач; 3) усвоение учащимися приемов учебной деятельности, построенные на основе закономерностей развития ученика в процессе обучения и закономерностей формирования обобщенных приемов учебной деятельности [20].
Рассмотрим основные проблемы, возникающие при развитии способных детей. В рамках нашего исследования было проведено анкетирование учителей средней общеобразовательной школы № 335 с целью выявления наличия работы по развитию одаренных учащихся в школе и проблем, вызванных такой работой. Большинство опрошенных учителей (76-80%) считают, что в их классах есть одаренные в определенной области дети. Этот вывод они делают, главным образом, на основе собственных наблюдений (59%) и результатов учебной деятельности (15%).
При этом все опрошенные (100%) считают, что с этими детьми необходима специальная работа по развитию их способностей (большинство -58% - считает, что в первую очередь общих). В школе в целом такая работа не проводится (67%), но многие учителя пытаются проводить ее сами (34%) и считают, что она дает повышение качественной успеваемости (24%) и уровня общего развития (49%).
В противном случае наблюдается даже понижение уровня общего развития (49%) и качественной успеваемости (5%). Проводимая учителями работа осуществляется, главным образом, вне урока, т. к. на уроке они не находят для нее времени.
Кроме того, учителя испытывают следующие трудности в этой работе: отсутствие психологической помощи (31%), отсутствие специальной методической литературы (32%) и специальных дидактических материалов (12%) для работы с одаренными детьми.
Основные способы работы учителей с одаренными |
Основные проблемы, испытываемые ими при такой работе |
факультативы кружки подготовка к олимпиадам проведение конкурсов |
- нет психологической помощи - нет специальной методической литературы - отсутствие дидактических материалов |
Результаты контрольного исследования
Контрольное исследование было проведено по тем же методикам, что и при проведении констатирующего эксперимента (Результаты контрольного исследования обобщены в приложении №4). Обобщенные результаты контрольного исследования представлены в таблице: Таблица №2. Обобщенные результаты контрольной диагн ...
Компоненты детской субкультуры
Детская субкультура является миром, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Исследователи выделяют множество компонентов, характерных для детской субкультуры. Рассмотрим наиболее яркие из них. Прежде всего, необходимо выделить детскую игру, которая является ...
Содержание процесса изучения глагола в 3 классе с использованием словаря
В начальной школе учащиеся знакомятся с темой «Глагол». Обучение начинается в 1 классе, углубляется и расширяется в следующих классах. В 1 классе точное определение глагола не дается. Задача учителя в том, чтобы научить детей ставить вопросы: что делает? что делают? что делал?; т.е. находить эту ча ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.