Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В классификации целей обучения математике В. А. Гусева на основе идей целостного формирования личности и дифференцированного подхода к обучению отражена направленность на целостное развитие личности и выделены три блока целей обучения математике: 1) получение всеми учащимися основ математических знаний, умений и навыков; этот блок определяется учебными программами; 2) формирование основных стержневых качеств личности, для которых обучение математике играет существенную роль; здесь основным являются качества личности: а) составляющие умственное воспитание (дедуктивное мышление, дисциплина и критичность мышления), б) составляющие ее творческий характер (творческие способности), в) связанные с формированием мировоззрения (понимание закономерности мира и принципов познания, интерес к приобретению научного взгляда на развитие мира, понятийное мышление), г) связанные с нравственным воспитанием (становление нравственных черт личности), д) связанные с эстетическим воспитанием (чувства прекрасного, воображение), е) связанные с трудовым воспитанием; 3) специальные цели собственно математического образования (математическая речь, использование математических инструментов, построение математических моделей, пространственные представления, математическая интуиция) . Проприетарная торговля или проп трейдинг - извлечение прибыли из операций на рынке
Однако следует отметить, что цели развития учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе не дифференцированы по уровням и, в частности, не выделены цели развития одаренных учащихся. Такая попытка предпринята в исследовании О. Б. Епишевой .
В таблице 1 (Приложение 1) показано проектирование дифференцированных учебных целей. При этом, по мнению О. Б. Епишевой, достижение определенного уровня учебных целей зависит от уровня развития учащихся; в частности, третьего уровня усвоения достигают как раз те учащиеся, которые проявляют способности к учебной математической деятельности. В этом исследовании представлены и дифференцированные развивающие цели обучения математике, основные категории которых представлены в первом столбце таблицы 2 (Приложение 1).
Второй столбец этой таблицы содержит примеры обобщенных типов этих целей 3-го уровня, что, соответствует как компонентам математических способностей математического мышления (3-й столбец таблицы 2). Четвертый столбец таблицы содержит типы математических задач, соответствующих категориям развивающих целей (таблица 2 будет использоваться нами во второй главе работы при составлении системы задач, направленной на развитие одаренных учащихся). В диссертационном исследовании О. Б. Епишевой разработаны следующие условия достижения развивающих целей обучения математике: 1) система обобщенных типов учебных задач, адекватная системе целей; 2) система основных обобщенных приемов учебной деятельности как средства решения учебных задач; 3) усвоение учащимися приемов учебной деятельности, построенные на основе закономерностей развития ученика в процессе обучения и закономерностей формирования обобщенных приемов учебной деятельности [20].
Рассмотрим основные проблемы, возникающие при развитии способных детей. В рамках нашего исследования было проведено анкетирование учителей средней общеобразовательной школы № 335 с целью выявления наличия работы по развитию одаренных учащихся в школе и проблем, вызванных такой работой. Большинство опрошенных учителей (76-80%) считают, что в их классах есть одаренные в определенной области дети. Этот вывод они делают, главным образом, на основе собственных наблюдений (59%) и результатов учебной деятельности (15%).
При этом все опрошенные (100%) считают, что с этими детьми необходима специальная работа по развитию их способностей (большинство -58% - считает, что в первую очередь общих). В школе в целом такая работа не проводится (67%), но многие учителя пытаются проводить ее сами (34%) и считают, что она дает повышение качественной успеваемости (24%) и уровня общего развития (49%).
В противном случае наблюдается даже понижение уровня общего развития (49%) и качественной успеваемости (5%). Проводимая учителями работа осуществляется, главным образом, вне урока, т. к. на уроке они не находят для нее времени.
Кроме того, учителя испытывают следующие трудности в этой работе: отсутствие психологической помощи (31%), отсутствие специальной методической литературы (32%) и специальных дидактических материалов (12%) для работы с одаренными детьми.
Основные способы работы учителей с одаренными |
Основные проблемы, испытываемые ими при такой работе |
факультативы кружки подготовка к олимпиадам проведение конкурсов |
- нет психологической помощи - нет специальной методической литературы - отсутствие дидактических материалов |
Специфика работы социального педагога с семьёй в условиях
социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверж ...
Метод Войта
Методика доктора Войта. В начале 50-х годов детский невропатолог из Чехословакии Вацлав Войта, занимаясь реабилитацией детей, страдающих ДЦП, заметил определённые закономерности в изменении их мышечного тонуса. Так началась разработка нового лечебного метода. В ходе дальнейших клинических исследова ...
Принцип природосообразности воспитания
Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка. Следуя установившимся в эпоху ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.