Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Понятия «одаренность» и «способности»

Страница 3

Как же определить у ребенка наличие математических способностей? С целью выявления признаков математических способностей в середине XX века В. А. Крутецким был проведен опрос учителей-математиков нескольких московских школ. В опросе участвовало 100 человек. (В скобках указан процент учителей, выделяющих данный признак).

1. Быстрое овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Быстрота понимания объяснения учителя (95 %)

2. Логичность, самостоятельность мышления (82 %)

3. Находчивость и сообразительность при изучении математики (67 %)

4. Быстрое и прочное запоминание материала (50 %)

5. Высокая степень развития способности к обобщению, анализу и синтезу математического материала (50 %)

6. Пониженная утомляемость при занятиях математикой (3 %)

7.Способность быстро переключаться с прямого на обратный ход мысли (1,5%).

Рассмотрим взгляды некоторых авторов на признаки математических способностей.

По мнению Д. Мордухай-Болтовского к признакам математических способностей относятся: а) «сильная память» (математическая); б) «остроумие»; т.е. умение находить в известном факте, подобное с данным, умение находить «сходное» в совершенно разно- родных предметах; в) быстрота мысли.

А.Ф. Лазурский отмечает следующие признаки: а) систематичность и последователь- ность мышления; б) отчетливость мышления; в) способность к обобщениям; г) сообрази- тельность; д) способность к установлению связи между приобретенными математическими знаниями и явлениями жизни; е) память на числа .

Известный математик А.Н. Колмогоров выделяет такие признаки математических способностей, как: а) способность умелого преобразования сложных буквенных выражений, нахождения удачных путей для решения уравнений, не подходящих под стандартные правила, или, как это принято называть у математиков «вычислительные или алгоритмические» способности; б) геометрическое воображение или «геометрическая интуиция»; в) искусство последовательного, правильно расчлененного логического рассуждения .

А.Н. Колмогоров отмечает также, что математические способности проявляются в том, с какой скоростью, как глубоко и насколько прочно люди усваивают математический материал. Эти характеристики легче всего обнаруживаются в ходе решения задач. О скорости усвоения математического материала можно судить по количеству заданий, решенных учеником за определенный отрезок времени, а также по времени, которое требуется разным школьникам для решения одной и той же задачи. Прочность усвоения учебного материала устанавливается по результатам так называемых отсроченных проверок, выявляющих ту часть из заранее разобранных задач, которую ученик может решить сегодня. Глубина усвоения определяется тем, умеет ли ученик преобразовывать для собственных нужд прием учебной работы, объясненный ранее учителем. Не считается, что каждая из названных характеристик (скорость, глубина, прочность) является обязательным и единственным показателем развитых математических способностей. Речь идет о том, что если хотя бы одна из названных представлена в достаточной мере, то можно утверждать существование математических способностей у учащегося.

Итак, сравнение приведенных определений способностей и задатков показывает, что главными признаками способностей служат качества личности, определяющие успешность какой-либо деятельности; свойства функциональных систем, реализующих психические функции. Специальные способности определяются как общие способности, приобретающие черты оперативности под влиянием требований деятельности

Сравнивая различные взгляды на математические способности, мы подчеркиваем, что главными признаками математических способностей являются: способность к обобщению; логичность и формализованность мышления; гибкость и глубина, систематичность, рациональность и аргументированность рассуждений; «сильная» память.

Общий анализ приведенных определений показывает:

1. Понятия «одаренность», «способности» определяются разными учеными по-разному.

2. Понятия «одаренность», «способности», «задатки» тесно связаны между собой и часто определяются одно через другое.

В предлагаемых различными исследователями определениях основных понятий одаренности и способностей можно выделить ряд общих существенных признаков: как правило, это – высокий уровень умственного развития (интеллекта), определенные качества личности, которые обеспечивают достижения в той или иной деятельности.

Определение общей одаренности содержит те же признаки, что и определение общих способностей высокого уровня развития.

Одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей (об этом будет упомянуто в § 2).

Поэтому в контексте нашей работы для целей разработки варианта методики обучения математике учащихся общеобразовательной школы, ориентированного на развитие одаренных (способных) детей можно рассматривать понятия «одаренность ребенка» и «ребенок, обладающий высокими способностями» как синонимичные.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Система образования в РФ
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правов ...

Практическое изучение особенностей детской субкультуры на современном этапе
Практическое изучение особенностей детской субкультуры проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1» г.Череповца. Материалы к исследованию были разработаны на основе статьи Н.Михайленко, Н.Коротковой «К портрету современного дошкольника». Цель исследования: выявить особенности суб ...

Современные методики обучения азбуке
На сегодняшний день выделяют несколько новаторских авторских методик: методика Монтессори, Домана, Зайцева, Тюленева, Воскобовича, Кушнира. Методика Монтессори. Монтессори-метод универсален. С его помощью можно научить ребенка писать, считать, развить общую эрудицию, логику, способность к аналитиче ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru