Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Изобразительно-сюжетное творчество

Страница 5

Работа велась 3 месяца по 4 часа в неделю. Рисовали с натуры предметы, подобранные так, чтобы побудить рисующего на обнаружение моментов, существенных для характеристики. Кроме того, характеризовали динамические состояния (бокс, колка дров и проч.).

С урока на урок давались задания, где к указанным задачам прибавлялась задача максимального использования материала.

Наконец, дабы радикальнейшим образом приучить работавших к тому, что они всегда художники (а не только в классе), я завел «книги живота» — тетради для постоянных беглых зарисовок, не столько с натуры сколько по памяти. Смысл их — тот, что они приучают на каждую вещь, во всяких обстоятельствах, смотреть анализирующим глазом, «корыстно», в предвидении того, что через 5 минут ее надо будет изобразить. Работа в этой книге — гл. обр., не с натуры, а по памяти,— фиксации образов. Ее профессиональный смысл: приучение рисовать не непосредственно с натуры. Ее педагогический смысл: развитие зрительной памяти и привычки анализировать видимое в направлении извлечения из него образа».

Однако и здесь очень нужен педагогический учет характера переломной фазы, как периода изживания последних признаков двигательно-осязательной установки и растущего укрепления установки зрительной. Эта мысль даст руководящую нить для ряда педагогических приемов. Так, в тех случаях, — а их очень много, — где зрительное восприятие не вызывает достаточно ясного образа для воспроизведения его по памяти, необходимо дать его воспроизвести по непосредственному впечатлению. Но иногда и это не помогает. Результат не удовлетворяет ребенка. Зрительного сходства не получается между предметом и изображением. Тогда полезно ввести прием осязания и определения как основных, так и частных признаков предмета этим путем. Следствия получаются очень часто весьма существенные и положительные: творческая проекция воспринятого образа, — особенно в лепке, — оказывается значительно удачнее.

Исходя из необходимости изживания двигательно-осязательных воспоминаний в зрительном воспроизведении, я нахожу не вредным там, где все иные приемы не достигают цели, даже обведение рукой или карандашом формы по контуру. Не нужно только злоупотреблять этим приемом и следует отказываться от него, как только произойдет у ребенка необходимый сдвиг психики.

Натуралистический уклон переходного возраста, перенося внимание ребенка на организацию точных зрительных восприятий от мира, может быть опасен для чисто художественных требований, которые должны быть предъявлены к продуктам его творчества.

Обычно происходит понижение художественного качества этих продуктов: ослабляется чувство цвета, гармонии форм и их отношений.

Борьба с этим недостатком могла бы быть развита по пути одновременного усиления, с, одной стороны, интереса к профессионально-техническим задачам, — задачам художественного ремесла, с другой — уклоном в производственное искусство со всеми его требованиями. Ибо утилитарность ведет к наибольшей экономии и собранности средств, — в том числе, конечно, и средств художественного выражения. Иллюзорно-натуралистическая изобразительность должна быть подчинена требованиям такого построения формы, которое определяется задачами декоративными, орнаментальными, агитационно-рекламными, книжно-графическими. Каждая из этих разновидностей утилитарно-практического и художественного обобщения дает свои условия и границы конструктивного и композиционного использования, как художественного материала, так и извне схваченного, наблюденного образа в целостном произведении искусства.

Здесь мы вступаем в область художественно-производственных задач, связанных с возрастом, и достаточно разработанных в главе о педагогике орнаментально-декоративного творчества.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новые статьи:

Анализ опыта работы по профориентации в условиях общеобразовательного учреждения
При изучении особенностей профориентации в условиях общеобразовательного учреждения, интересен, становится опыт профориентационной работы проводимой в г. Оренбурге в МОУ «Средней общеобразовательной школе № 78», располагающейся по адресу ул. Новая 23/3. Профориентационную работу в этом учреждении в ...

Формирование навыка чтения у детей младшего школьного возраста
В настоящее время проблемы, связанные с формированием навыка чтения, можно отнести к наиболее актуальным. Свидетельством этого является большое количество конференций, посвященных данной тематике. В центре внимания оказываются вопросы снижения читательской аудитории, обсуждение трудностей обучения ...

Инновации в воспитании
В учебных заведениях проверяются нетрадиционные модели воспитания. Так, в США на рубеже 1960-1970-x гг. осуществлялась федеральная программа "Школа будущего". Авторы ориентировались на принципы возвращения к Богу, индивиду, акцентировалось внимание на библейские ценности при нравственном ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru