Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших школьников. Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллективов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном коллективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии. Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка. Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ее конкретной деятельности - творческое отношение к общественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами своего коллектива.
В чем причина слабой сформированности коллективистских качеств? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.
Формирование коллектива класса, ученической бригады, несомненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности отдельных детей, составляющих коллектив. Коллективизм не может основываться лишь на делах своего коллектива, потому что быть коллективистом - значит болеть не только за дела своего коллектива. Главное в коллективизме - общественная ориентация деятельности, творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству деятельности. Поэтому формирование подлинно коллективистских качеств личности предполагает "абстрагирование" от дел и целей конкретного коллектива, связь этих дел и целей с более широкими задачами других коллективов, образующих общество, именно на этом пути у подростка, юноши формируется личная ответственность за общие дела. В этом плане показательны данные, полученные в исследовании по выявлению условий формирования коллективистских качеств личности детей подросткового возраста. Схематично эти исследования выглядят следующим образом.
1. 214 подростков в ряде детских коллективов (это были коллективы классов школ, воспитательных групп школ-интернатов, спецшкол) были заняты деятельностью в рамках своих коллективов. Эта деятельность имела четко выраженные общественно полезные цели, достижение которых продуманно вознаграждалось (например, поездкой на пограничную заставу) . При этом 187 таких подростков, как это обычно складывается в школьной практике, участвовали и в работе кружков, секций, бригад и др., но без специального вмешательства в организацию их деятельности в разных коллективах.
2. В других школах осуществлялось направленное включение всех подростков (данный вариант эксперимента охватывал 225 детей 10-15-летнего возраста) одновременно в разные коллективы класса, клуба, кружка, секции, бригады и т.д. При этом деятельность каждого коллектива имела свою общественно значимую цель, достижение которой также вознаграждалось.
3. В третьих школах обеспечивалось вовлечение подростков (219 учащихся IV-VIII классов) в специально организованную систему разноплановых коллективов при соподчиненности общественно значимых целей их многообразной деятельности по решению социально важных задач.
Затем перед всеми названными коллективами ставилась задача, имевшая важный общественный смысл, значимость для города, республики.
Но выполнение этой задачи отвлекало от работы в конкретном коллективе, наносило ему известный ущерб. В результате 89 % подростков, входящих в систему многопланового коллектива деятельность которого содержательно детерминировалась решением общей задачи (третий вариант), проявили настойчивость, инициативу в значительно большей степени, чем школьники (второй вариант), члены разных коллективов (61 %), и несравненно больше, чем те подростки, которые замыкались на делах своих коллективов (43 %) , хотя их цели и были тоже общественно значимы не только для своего коллектива (первый вариант).
Управление учением как самоуправляемой системой
Цель занятия: усвоить сущность, содержание, назначение управленческой деятельности преподавателя; развивать прогностические, исследовательские умения; осознать, что субъектный опыт учения есть цель и результат управленческой деятельности преподавателя и управления самим обучающимся своим учением; у ...
Значение налогового механизма в формировании доходной базы государства
В финансировании общественного сектора основную роль играет налоговая система. В мировой экономической теории существует несколько определений содержания налогов и его функций. Наиболее распространенной является позиция западной экономической теории, которая объясняет налог как плату за общественны ...
Исторические аспекты возникновения и развития экономики общественного
сектора
Общественный сектор – это составная часть и неотъемлемое звено современной смешанной экономической системы. Истоки ее восходят к рубежам XIX – XX веков, когда были созданы основы индустриального общества и появились первые идеи о смешанной экономике. В последующий период произошло ее становление и ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.