Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Воспитание толерантности школьников на уроках русского языка

Материалы » Воспитание толерантности школьников на уроках русского языка

Страница 1

Современных людей волнуют процессы, происходящие в обществе, - рост агрессивности и конфликтных ситуаций в межличностных отношениях. Остановимся подробнее на толерантности. Толерантность – готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. В повседневной жизни используются синонимы: терпимость, гибкость, снисходительность, понимание в общении с людьми. Некоторые психологи (Осмолов А. Г., Буева Л. П.), когда говорят о толерантной личности, то имеют в виду не только толерантность к другим, но и толерантность к себе.

Толерантность – социально-культурная категория. А школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания толерантной личности ребёнка. Именно в школьном сообществе у детей может быть сформирована реальная готовность к толерантному поведению. Воспитать толерантную личность, помочь школьникам приобрести опыт толерантного общения – цель, которая включена в государственные и региональные документы об образовании.

Для успешного решения проблемы воспитания толерантности школьников требуется реализовать ряд принципов: принцип адекватности, принцип субъективности, принцип индивидуализации, принцип рефлексивной позиции, принцип создания толерантной среды.

Каждый педагог решает сам, каким формам, методам и приёмам отдать предпочтение на уроках: это зависит от изучаемого материала, целей и задач урока. Считаю, что успешнее всего процесс воспитания толерантности реализуется в групповых и коллективных формах уроков, иначе все рассуждения о толерантности превратятся в морализирование, а представления учащихся о толерантных отношениях останутся незакреплёнными. Не будет лишним напомнить: только толерантный педагог воспитает толерантных учеников.

В 5-7 классах на уроках русского языка я отдаю предпочтение диалоговым формам: урок-игра, урок-практикум, урок-зачёт, урок-праздник. Интегрирую знания, умения, навыки, полученные на уроках «Речь и культура общения», и это позволяет проверить речевые компетенции на практике, развивать и совершенствовать способность детей к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Диалоговые формы уроков обеспечивают субъективную позицию в воспитательном процессе, формируют навыки общения, умение отстаивать свою точку зрения, умение сотрудничать, приходить к общему решению на основе взаимоуважения.

Воспитательный потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер, поэтому в своей практике на заключительных уроках по узловым темам русского языка я традиционно использую уроки-праздники (устный журнал-отчёт о работе «Творческих мастерских»: «Писатели», «Художники», «Затейники», «Инструкторы» и т. д.) цель таких уроков – закрепить пройденный материал по изученной теме и дать возможность подросткам осознать свои способности, проявить интеллектуальные и творческие особенности, умение презентовать свою работу, вступать в контакт с группой и классом в рамках правил толерантного общения. Ведущий метод – метод социальной пробы, испытания.

При организации проведения этих уроков следует придерживаться определённых требований: добровольное включение в творческие группы, конфиденциальность, обеспечение психологической и физической безопасности участников группы, рефлексивность. Дети испытывают удовольствие от таких уроков, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения и воспитания. В классах, где систематически проводилась групповая работа, качество знаний повысилось, а психологический климат заметно потеплел, ребята стали терпимее, возросла сплочённость, доброжелательность, увеличилось число популярных учеников.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Классификация педагогических задач
Важным является вопрос классификации педагогических задач. Он проанализирован в работах Н. В. Кузьминой, А. И. Мищенко, Л.Ф. Спиринаидр. По временному признаку педагогические задачи подразделяются на стратегические, оперативные, тактические. Стратегические задачи, вытекая из общей цели образования, ...

Дидактические взгляды Я.А.Коменского
В мировоззрении великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670) переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремление опереться на жизнь, на опыт, с одной стороны, и религиозность — с другой. По его мнению, мир — это «создание божье», познание — это «богоискание повсюд ...

Философские и педагогические взгляды французских материалистов XVIII в
Гельвеций (1715—1771) прославился как автор книги “Об уме”, которая вышла в 1758 г. и вызвала яростные нападки со стороны всех сил реакции, правящих кругов. Книга была запрещена и приговорена к сожжению. Еще более обстоятельно Гельвеций развил свои идеи в книге “О человеке, его умственных способнос ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru