Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Специальные знания, умения и навыки необходимы детям с нарушением зрения для выполнения определенных практических действий без зрительного контроля, а при наличии остаточного зрения или слабовидения с таким визуальным контролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. Специальный навык предполагает достаточно эстетичное, точное и быстрое выполнение практического действия. Овладение комплексом таких навыков позволяет детям данной категории в какой-то степени, а некоторых случаях и во многом, компенсировать полную или частичную утрату зрения.
Однако дети с нарушениями зрения спонтанно не овладевают многими своеобразными и удобными именно для них способами действий и ориентировки причем, опыт социально-бытовой ориентировки свидетельствует о том, что они нуждаются в целенаправленном формировании специальных навыков выполнения различных видов предметно-практических действий. Даже самые минимальные остатки зрения могут быть использованы в процессе как бытовой, так и пространственной ориентировки. На занятиях по социально-бытовой ориентации детей с различными нарушениями зрения следует обязательно учить рационально пользоваться в быту всеми сохранными анализаторами, чтобы каждый ребенок понял преимущества такого способа социально-бытовой ориентировки.
Усвоение содержания курса социально-бытовой ориентации, как и других коррекционных курсов, необходимо контролировать.
Контроль должен осуществлять тифлопедагог, непосредственно проводящий занятия по социально-бытовой ориентации. Проверка позволяет ему выявить пробелы в знаниях и умениях детей, что необходимо для своевременного устранения недостатков обучения. Кроме того, для учителя проверка и оценка результатов обучения является показателем правильности выбора методов и методик обучения, организации учебного процесса, отбора и использования дидактического материала, выявления индивидуальных затруднений ребят. Контроль выполняет диагностическую функцию, что, в свою очередь, позволяет педагогу проводить занятия не формально, а с учетом индивидуальных проблем ребенка.
Итак, нарушение зрения отрицательно сказывается на спонтанном формировании у детей навыков практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта, с ориентировкой в малом и большом пространстве, с нормами поведения в общения в семье, в образовательном учреждении, в общественных местах. Для преодоления негативных последствий в области социально-бытовой ориентировки детей им необходимы специальные занятия, направленные на элементарную абилитацию в вопросах социально-бытовой ориентации. Такая абилитация предполагает формирование специальных знаний, навыков и умений, обеспечивающих самостоятельность в быту в условиях глубокого нарушения зрения.
Результатом занятий должно стать наличие правильных представлений и понятий, а также сформированность навыков ориентировки в различных видах бытовой и социальной деятельности с рациональным использованием всех сохранных анализаторов.
Выводы по первой главе:
Таким образом, можно сделать следующие выводы по содержанию первой главы выпускной квалификационной работы.
Ребенок с нарушением зрения, в т.ч. с амблиопией и косоглазием, более, чем зрячий, зависит от выбора, обработки, удержания в памяти и использования слуховой информации. Развитие у него дифференцированного слухового восприятия относится примерно к 5-месячному возрасту, когда ребенок становится способным выделять и дифференцировать звуковые признаки предметов.
У детей раннего возраста с амблиопией и косоглазием в слуховом дифференцированном восприятии, связанном с замедленным формированием осязательного поля, сначала наблюдается некоторое отставание от зрячих, но в дальнейшем происходит его выравнивание, и ребенок с нарушением зрения догоняет зрячего того же возраста в развитии слуха.
Зрительный дефект обусловливает ход психического развития ребенка при отсутствии специального обучения и воспитания, то есть коррекционных методов и средств помощи. Без этого дефект у ребенка может привести к целому ряду вторичных отклонений, сдерживающих процесс социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения.
Изучение программного материала курса социально-бытовой ориентации призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения образовательного учреждения. Ознакомление детей с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.
Влияние детского коллектива на развитие
ребенка
Стремление к общению заложено в природе человека. До поры до времени, для удовлетворения этой потребности ребенку достаточно близких взрослых. Но в возрасте около трех лет у него появляются и усиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может. Ребенку сложно общаться со взро ...
Музыка и живопись
Музыка постоянно оказывала и оказывает воздействие на другие виды искусства и сама, в свою очередь, испытывает их влияние. Музыка способна не только выражать – она подражает и изображает, то есть воссоздает в звуках явления окружающего мира, например шелест леса, шум бегущей воды, удары грома, звон ...
Возрастные и индивидуальные особенности школьников юношеского возраста
Воспитание и обучение в семье и школе направлено на то, чтобы новые поколения, усваивая общественно-исторический опыт, вместе с тем были подготовлены к объективно сложившимся требованиям, которые общество на его современном этапе и с учетом перспективы предъявляет к своим членам. Эти требования охв ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.