Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
1) С целью выявления актуального уровня развития сострадания у младших дошкольников мы организовали констатирующий эксперимент во втором классе Проточинской СОШ. Были использованы следующие методики: структурированное интервью, методика экспресс-диагностики эмпатии.
2) По итогам констатирующего эксперимента мы определили, что способность проявления сострадания у младших школьников находится на низком уровне развития – у 60%. Наиболее ярко проявляются сострадательные эмоции к животным, потом к родителям, и меньше - к старикам, сверстникам и другим людям
2) Для решения этой проблемы разработана программа по развитию чувства сострадания в процессе слушанья музыки. В программу вошло 14 музыкальных занятий, фрагментов уроков. Предлагаемые музыкальные произведения доступны восприятию детей младшего школьного возраста. Особенностью программы является то, что она может быть применена в сочетании с любой программой по предмету "Музыка" во 2 и 3 классах начальной школы и представляет подборку произведений, способных вызвать сильнейший эмоциональный всплеск - катарсис в процессе слушанья музыки.
При реализации данной программы важно целенаправленно акцентировать внимание на чувствах и эмоциях, возникающих у детей в процессе слушанья музыки, на нравственных выводах, способствующих духовному обогащению.
В данном исследовании была рассмотрена проблема о воспитании чувства сострадания у младших школьников в процессе слушанья музыки. Проблема сострадания является актуальной, так как подрастающее поколение обвиняют в потере нравственных ориентиров, а музыкальному искусству отводят важную роль в воспитании человека, ориентированного на понимание, признание и принятие другого человека.
Изучением феномена "сострадание" занимались такие ученые, как Л. И. Божович, Т. П. Гаврилова, И. М. Юсупов. В толковании понятия мы придерживаемся мнения Т.П. Гавриловой, рассматривающей сострадание как одну из форм проявления эмпатии. В ходе исследования мы уточнили, что эмпатия — это эмоциональное отождествление себя с другим человеком, способность видеть его ситуацию, чувства и мотивы, а также способность вызвать у себя чувства, которые тот переживает. В работе рассмотрена сущность понятий "сострадание", "эмпатия", обозначены структурные компоненты эмпатии, выявлена специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте, обосновано значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания посредством переживания катарсиса.
С целью выявления актуального уровня развития сострадания у младших дошкольников мы организовали констатирующий эксперимент во втором классе Проточинской СОШ. Выборку составили 15 учеников второго класса, среди которых 8 девочек и 7 мальчиков. Были использованы следующие методики: структурированное интервью по ситуациям, активизирующим чувство сострадания, методика экспресс-диагностики эмпатии И. М. Юсупова.
По итогам констатирующего эксперимента мы определили, что способность проявления сострадания у младших школьников находится на низком уровне развития – у 60%. Наиболее ярко проявляются сострадательные эмоции к животным, потом к родителям, и меньше - к старикам, сверстникам и другим людям. Для решения этой проблемы разработана программа по развитию чувства сострадания в процессе слушанья музыки.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена. Наше исследование не претендует на целостность, оригинальность, однако оно может быть продолжено в дальнейших научных разработках более высокого уровня.
Возможности формирования позитивного отношения к ЗОЖ у младших школьников в
процессе обучению естествознанию
Огромное значение в формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни имеют привычки. В процессе психофизиологического развития меняется форма мышления от наглядно-действенной через наглядно-образную к словесно-логической. Базовой гигиенической проблемой учебной деятельности школьника явл ...
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
В подростковом возрасте каждый стоит перед выбором профессии. Каждый пятый подросток расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Подростка манят десятки профессий, разобраться в таком разнообразии нелегко. Поэтому перед тем как разрабатывается программа, курс проф ...
Возрастные особенности развития психических процессов детей
В школьном возрасте происходит выраженное формирование основных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения и внимания. Основу умственного развития в детстве младшего школьного возраста составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. В ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.