Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Программа музыкальных мероприятий, ориентированных на воспитание чувства сострадания в младшем школьном возрасте

Материалы » Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки » Программа музыкальных мероприятий, ориентированных на воспитание чувства сострадания в младшем школьном возрасте

Страница 3

1) С целью выявления актуального уровня развития сострадания у младших дошкольников мы организовали констатирующий эксперимент во втором классе Проточинской СОШ. Были использованы следующие методики: структурированное интервью, методика экспресс-диагностики эмпатии.

2) По итогам констатирующего эксперимента мы определили, что способность проявления сострадания у младших школьников находится на низком уровне развития – у 60%. Наиболее ярко проявляются сострадательные эмоции к животным, потом к родителям, и меньше - к старикам, сверстникам и другим людям

2) Для решения этой проблемы разработана программа по развитию чувства сострадания в процессе слушанья музыки. В программу вошло 14 музыкальных занятий, фрагментов уроков. Предлагаемые музыкальные произведения доступны восприятию детей младшего школьного возраста. Особенностью программы является то, что она может быть применена в сочетании с любой программой по предмету "Музыка" во 2 и 3 классах начальной школы и представляет подборку произведений, способных вызвать сильнейший эмоциональный всплеск - катарсис в процессе слушанья музыки.

При реализации данной программы важно целенаправленно акцентировать внимание на чувствах и эмоциях, возникающих у детей в процессе слушанья музыки, на нравственных выводах, способствующих духовному обогащению.

В данном исследовании была рассмотрена проблема о воспитании чувства сострадания у младших школьников в процессе слушанья музыки. Проблема сострадания является актуальной, так как подрастающее поколение обвиняют в потере нравственных ориентиров, а музыкальному искусству отводят важную роль в воспитании человека, ориентированного на понимание, признание и принятие другого человека.

Изучением феномена "сострадание" занимались такие ученые, как Л. И. Божович, Т. П. Гаврилова, И. М. Юсупов. В толковании понятия мы придерживаемся мнения Т.П. Гавриловой, рассматривающей сострадание как одну из форм проявления эмпатии. В ходе исследования мы уточнили, что эмпатия — это эмоциональное отождествление себя с другим человеком, способность видеть его ситуацию, чувства и мотивы, а также способность вызвать у себя чувства, которые тот переживает. В работе рассмотрена сущность понятий "сострадание", "эмпатия", обозначены структурные компоненты эмпатии, выявлена специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте, обосновано значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания посредством переживания катарсиса.

С целью выявления актуального уровня развития сострадания у младших дошкольников мы организовали констатирующий эксперимент во втором классе Проточинской СОШ. Выборку составили 15 учеников второго класса, среди которых 8 девочек и 7 мальчиков. Были использованы следующие методики: структурированное интервью по ситуациям, активизирующим чувство сострадания, методика экспресс-диагностики эмпатии И. М. Юсупова.

По итогам констатирующего эксперимента мы определили, что способность проявления сострадания у младших школьников находится на низком уровне развития – у 60%. Наиболее ярко проявляются сострадательные эмоции к животным, потом к родителям, и меньше - к старикам, сверстникам и другим людям. Для решения этой проблемы разработана программа по развитию чувства сострадания в процессе слушанья музыки.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена. Наше исследование не претендует на целостность, оригинальность, однако оно может быть продолжено в дальнейших научных разработках более высокого уровня.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Методы этнопсихологии
Различия в предмете изучения делят все этнопсихологические исследования на две большие группы - межэтнические и внутриэтнические. При межэтнических исследованиях предметом обследования являются представители двух или более этнических групп, результаты, полученные в ходе психологического исследовани ...

Методы и организация исследования
Экспериментальное изучение проводилось на базе МОУ НОШ № 1 пгт Эльбан, с учащимися 1-2 классов. В исследовании принимало участие 12 детей: 6 мальчиков, 6 девочек. Целью нашего исследования явилось изучение нарушения письма у младших школьников. Для выявления исследования были выбраны занятия, котор ...

Математика как учебный предмет
Первые сведения об учении детей простейшим вычислениям встре­чаются в источниках по истории стран Древнего Востока. Большое влияние на развитие школь­ного математического образования оказала математическая куль­тура Древней Греции, где уже в 5 веке до н.э. в связи с развитием торговли, мореплавания ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru