Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания

Материалы » Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки » Значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания

Страница 4

Итак, катарсис, который является центральным элементом процесса взаимодействия человека с произведением искусства, - это, по существу, опосредование и преобразование житейского переживания особой, искусственно возникшей эмоцией.

Познание в искусстве - есть познание художественной ценности, выраженной в художественном образе. Познание значения ценности не может быть сведено к чисто интеллектуальному процессу. Оно предваряет оценку, носящую эмоциональный характер.

Современная психология нашла особое эмоциональное "психологическое орудие" - эмоцию сопереживания художественному образу. Слушая "Лунную сонату" мы сопереживаем образу лунной ночи (или какому-то другому образу, который ассоциируется в нашем сознании с сочетанием звуков этого произведения).

Это чувство сопереживания художественному образу, которое каждый может наблюдать, может "пощупать руками", т.е. чувство совершенно явное, лежащее на поверхности всякого акта взаимодействия человека с художественным произведением, и есть главная художественная эмоция.

И чтобы у реципиента художественных произведений смогла возникнуть эта особая художественная эмоция - сопереживание художественному образу (ведь она является подлинной основой, первоначальной клеточкой, истинным атомом, главным "психологическим орудием" искусства как художественной деятельности). Искусство и обладает такой странной, необычной чертой: оно обязательно должно иметь дело с образами не реальных явлений, а воображаемых.

Сопереживание художественному образу выступает как "психологическое орудие", совершенствующее важнейших для общественного человека акт социализации его интимных чувств, его личных установок.

Таким образом, при взаимодействии с музыкальным произведением возникает сопереживание художественному образу, катарсис. Явление катарсиса возникает в процессе постижения музыкального образа, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а социальные чувства человека и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде. Музыкальное искусство через общение, диалог "втягивает" растущего человека в модель жизни, обуславливает развитие и саморазвитие, обогащает духовно, формирует способность чувствовать и понимать другого человека, со - радоваться, сопереживать, сострадать.

Изучив научную литературу по теме исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1) Проблема сострадания является актуальной, так как подрастающее поколение обвиняют в потере нравственных ориентиров, бездуховности, агрессивности, жестокости. В связи с этим назрела необходимость обеспечить ребенка всеми условиями для полноценного развития нравственной сферы, социальных эмоций, в том числе чувства сострадания.

Изучением этого феномена занимались такие ученые, как Л. И. Божович, Т. П. Гаврилова, И. М. Юсупов. В понятии толкования сострадания мы придерживаемся мнения Т.П. Гавриловой. Сострадание – сочувствие, жалость, вызываемые страданием, несчастием другого человека. Сострадание мы рассматриваем как одну из высших форм проявления эмпатии. Эмпатия — эмоциональное отождествление себя с другим человеком, способность видеть его ситуацию, чувства и мотивы, а также способность вызвать у себя чувства, которые тот переживает; в упрощенной трактовке — сочувствие, жалость.

2) Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте проявляется в том, что сострадание по форме смещается в сторону сопереживания, причем ярко проявляются сострадательные эмоции к животным, меньше к сверстникам и другим людям.

3) При восприятии музыки чувство сострадание развивается через явление катарсиса, который является центральным элементом процесса взаимодействия человека с произведением искусства. У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной.

Анализ литературы по теме исследование позволяет сделать вывод о том, что следствием слушанья музыки является рождение новых чувств у учащихся, воспитание соответствующих ценностных ориентиров.

Страницы: 1 2 3 4 

Новые статьи:

Общая характеристика ребенка специальной школы
Младший школьный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социаль ...

Взаимосвязь органической химии и экологии
экологический образование воспитание химия Курс органической химии достаточно сложен для восприятия и усвоения. Учащиеся часто утрачивают к нему интерес уже после первой темы. Однако трудно переоценить мировоззренческое значение изучения органических веществ, из которых состоит весь природный мир З ...

Определение и структура психологической готовности кшкольному обучению
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служащее фунда ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru