Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Взаимодействие педагога и ребенка в детском творческом объединении

Материалы » Деятельность педагога дополнительного образования » Взаимодействие педагога и ребенка в детском творческом объединении

Страница 6

Успех совместной образовательной деятельности зависит:

от способов ее распределения между участниками;

от особенностей обмена действиями при решении общих задач;

от обеспечивающих ее процессов коммуникации, взаимопонимания, рефлексии каждого из участников взаимодействия.

Известно, что отношение между партнерами - это субъект - субъектное взаимодействие, так как партнерами становятся только равноправные, равно активные и самостоятельные участники совместной деятельности, заинтересованные друг в друге, а вместе - в достижении одной цели. Любой человек может стать партнером в какой-либо деятельности, если он способен осознанно проявить волю, нести ответственность за свои поступки, если он имеет установку на сохранение отношений взаимодействия с другими людьми (принимаемыми как субъекты).

Партнерами можно стать на основе добровольного принятия взаимной ответственности за соблюдение юридических законов, нормативных положений, общественно принятых правил поведения в совместно осуществляемой деятельности. Имея в виду данный аспект, мы говорим об официальных отношениях между администрацией и учителями в одной школе, о дисциплинарных правилах организации взаимоотношений в классе между детьми, между учителем и детьми.

Возможны и отношения партнеров, в основе которых - самостоятельно выбранные нравственные нормы, свободно выбранное общение, регулирующие все межличностные отношения. Гарантией выполнения обязательств партнеров друг перед другом являются доверие, ответственность, совесть. В этом случае мы говорим не о формальных объединениях людей, а о подлинном сообществе. Во взаимодействии достаточно только зафиксировать, каким нормам и целям должна соответствовать совместная деятельность.

Возможны ли субъект - субъектные отношения в деятельности и общении между ребенком и взрослым (педагогом)? Что представляет собой модель их взаимодействия в качестве партнеров образовательного процесса? Может ли ребенок в полной мере, последовательно, равноценно выполнять свои обязанности в сообществе?

Одни педагоги отрицают необходимость постановки таких вопросов. В основе их позиции лежит известная формула: «Ребенок подчиняется требованиям взрослых, общественно признанным нормам, традициям, законам; ученик подчиняется указаниям учителя, уставу школы, стандартам результатов обучения и воспитания». Такие коллективы и педагоги ориентированы преимущественно на построение только функциональных отношений с детьми. Отвергать этот подход абсолютно будет неправильным. Опираясь на некоторые безусловные нормы и правила, педагогу легче предъявлять их своим воспитанникам и требовать их выполнения уже хотя бы потому, что «все люди должны их выполнять». В этом случае согласование заменяется убеждением в необходимости следовать общим правилам с последующим внешним контролем за их выполнением.

Другие, признавая правомерность постановки таких вопросов, исходят из того, что ребенку необходимо оказать содействие, помочь самому подняться до осознания разумности, целесообразности, полезности для себя тех требований, которые предъявляются ему. При этом всегда остаются открытыми вопросы: «Можно ли осуществлять контроль за выполнением требований, если ребенок с ними не согласен?», «А если ребенок не осознает требований (он просто - маленький), можно ли позволять ему делать все, что он пожелает, не соотносясь при этом с другими детьми (старшими), которые входят с ним в одну группу, и целями образования? ».

Известен вариант ответа на них, разработанный Женевской школой, в основе которого - положение о педагогическом соглашении. В соответствии с таким соглашением, учащиеся берут на себя ответственность за построение собственных знаний, а учитель обеспечивает возможность постепенной выработки этих знаний, определяет их объем и дает оценку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новые статьи:

Методы психолого-педагогической диагностики построения портрета
Известно, что начальной формой любого познания (логического и образного) является чувственное познание, в основе которого лежат ощущения. В процессе максимального развития всех видов ощущений формируется высокая чувствительность организма к внешним воздействиям, стимулируется возникновение сложных ...

Взаимосвязь органической химии и экологии
экологический образование воспитание химия Курс органической химии достаточно сложен для восприятия и усвоения. Учащиеся часто утрачивают к нему интерес уже после первой темы. Однако трудно переоценить мировоззренческое значение изучения органических веществ, из которых состоит весь природный мир З ...

Педагогическая теория Аристотеля
Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений. Аристотель признавал единство мира, неотделимость ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru