Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Функциональное применение проблемного эксперимента в интенсивном обучении химии

Материалы » Особенности преподавания химии в средней школе с использованием химического эксперимента » Функциональное применение проблемного эксперимента в интенсивном обучении химии

Страница 2

Подтвердив правильность рассуждений учащихся, учитель предлагает далее проверить гипотезу, разработав экспериментальные доказательства выдвинутых предположений. Творчески мыслящие ученики разрабатывают план экспериментальной проверки гипотезы и предлагают попытаться обнаружить в полученном после опыта растворе ионы серебра и ионы Fe2+. Используя свои знания о качественных реакциях, они считают, что ионы серебра должны быть обнаружены действием раствора какого-либо хлорида, а ионы Fe2+ – с помощью раствора красной кровяной соли.

При последующем проведении намеченных опытов ученики действительно убеждаются в том, что в растворе присутствуют как ионы серебра, так и ионы Fe2+. Составляются ионные уравнения реакций, образования хлорида серебра и турнбулевой сини по следующей схеме:

Ag+ + Cl– = AgCl↓,

3Fe2+ + 2[Fe(CN)6]3– = Fe3[Fe(CN)6]2↓.

Теоретическое обоснование и полученные в ходе проблемной беседы экспериментальные данные дают теперь возможность ученикам составить ионное и молекулярное уравнения того химического процесса, который, по их первоначальным оценкам, не должен был протекать. Эти уравнения можно записать следующим образом:

Ag0 + Fe3+ = Ag+ + Fe2+,

Ag + Fe(NO3)3 = AgNO3 + Fe(NO3)2.

Данный проблемный опыт углубляет знания учащихся , расширяет их кругозор и учит творческому, нестандартному переносу знаний на новые, незнакомые учащимся объекты.

Для получения общего вывода учитель может поставить дополнительный опыт, докатывающий, что и другие малоактивные металлы, например медь, окисляются в растворах солей железа, содержащих ионы Fe3+ .

Таким образом, будет сформирован вывод: малоактивные металлы (медь, серебро) могут быть окислены в растворах солей железа (Ш), так как ионы Fe3+ обладают достаточно высокой окислительной способностью.

Примеры организация проблемного эксперимента путем демонстрации. Выполнение демонстраций как вид химического эксперимента используется обычно на уроках в тех случаях, когда по соображениям техники безопасности ученикам нельзя выдавать некоторые химические реактивы или оборудование. Предпочтение демонстрациям отдается также и в тех случаях, когда наглядность и убедительность демонстрационного опыта выше, чем лабораторного, или когда от учащихся требуется наблюдение за ходом опыта, а не выработка умений или навыков. Именно эти критерии являются определяющими при проведении опытов со щелочными и щелочно-земельными металлами.

Школьная программа предусматривает выполнение некоторых опытов, характеризующих свойства щелочно-земельными металлов. Но такой эксперимент, как взаимодействие данных металлов с растворами солей, обычно не проводится. Отсутствие у учеников экспериментальных данных по этому вопросу приводит к ошибкам, связанным с неверным написанием уравнений реакций. Конечно, не со всеми активными металлами можно проводить демонстрационный эксперимент в классе. Так, опасно проводить демонстрации взаимодействия натрия или более активных металлов с растворами солей. Но с целью создания у учеников правильных представлений об отношении металлов с высокой химической активностью к растворам солей для демонстрационных опытов можно выбрать кальций. Наблюдая демонстрации с кальцием, ученики смогут сделать правильный вывод о том, в каком направлении протекают подобные реакции.

Остановимся на характеристике опытов между растворами солей и кальцием как представителем щелочно-земельных металлов.

Прежде чем проводить демонстрации, нужно путем фронтальной беседы подготовить учащихся к восприятию эксперимента. В ходе беседы подготовить учащихся к восприятию эксперимента. В ходе беседы актуализируются опорные знания учащихся о том, как происходит вытеснение одного металла другим из раствора соли, чем определяется местоположение металла в ряду напряжений и др. Затем учащимся предлагается составить уравнение реакции взаимодействия кальция с раствором хлорида железа (Ш) или раствором хлорида меди (II). Составляя подобные уравнения, ученики чаще всего опираются только на положение металлов в ряду напряжений и не учитывают возможности протекания других реакций, поэтому часто предлагают ошибочные уравнения вытеснения менее активных металлов. На этом этапе беседы необходима проблемная демонстрация, которая выполнит корректирующую и эвристическую функции, т.е. именно те функции, которые присущи химическому эксперименту.

Проведение опытов.

В демонстрационный штатив поместить 3 пробирки, заполненные наполовину 0,1 М растворами следующих солей: хлорида железа (Ш), хлорида меди (II), хлорида никеля. В каждую из пробирок добавить по небольшому кусочку кальция, предварительно тщательно зачистив его поверхности.

Учащиеся наблюдают бурное протекание реакций с образованием газа и нерастворимых веществ с различной окраской. Учитель поджигает выделяющийся газ, и по характерному хлопу ученики убеждаются, что это – водород. Наблюдения за внешним видом нерастворимых веществ приводят к выводу, что образуются гидроксиды железа, меди и никеля с характерной окраской. Кроме того, происходит и процесс образования малорастворимого гидроксида кальция белого цвета.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Подготовка к успешному обучению в школе
В отечественной психологии серьезная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович (1968), Д.Б. Эльконина (1989), Н.Г. Салминой (1988), Е.Е. Кравцовой (1991), Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова (1999, 2001) и ...

Педагогические способности учителя
Одним из компонентов педагогического мастерства являются способности к педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей отражен в ряде исследований. Способности к педа ...

Классификация математических моделей
Взяв за основу классификации, используемые экономикой и психологией, получаем следующие классификации моделей, применяемых в педагогических исследованиях: 1. В соответствии с общей классификацией математических моделей: 1) структурные (неметрические); 2) функциональные (метрические); 3) структурно- ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru