Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В отечественной психологии серьезная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович (1968), Д.Б. Эльконина (1989), Н.Г. Салминой (1988), Е.Е. Кравцовой (1991), Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова (1999, 2001) и др. Эти авторы вслед за Л.С. Выготским считают, что обучение ведет за собой развитие, а потому обучение можно начинать, когда задействованные в нем психологические функции еще не созрели. В связи с этим функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе (Н.И. Гуткина, 2007).
Д.Б. Эльконин (1989) и А.Л. Венгер (1988) проводили многолетнее исследование проблемы перехода детей от дошкольного к младшему школьному возрасту. Основное внимание они уделяли анализу психологических новообразований, связанных с поступлением ребенка в школу – уже произошедших или предстоящим произойти в ближайшем будущем. На основе психологического анализа возрастных и индивидуальных особенностей 6-летних детей намечаются задачи и пути организации их обучения и воспитания, что будет способствовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы с детьми, предупреждению и своевременной коррекции отклонений. На первое место Д.Б. Эльконин (1989) ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил:
1) умение ребенка подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
2) умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе;
3) умение слушать и выполнять инструкции взрослого;
4) умение работать по образцу.
Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой; особенности самоконтроля (Н.И. Гуткина, 2007).
Д.Б. Эльконин (1989) подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода» (с. 6).
Л.И. Божович (1968) делает акцент на том, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления. С этой точки зрения быть готовы к школьному обучению означает достигнуть определенного уровня развития мыслительных процессов: ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, он должен научиться рассуждать, делать выводы. Л.И. Божович согласна с Л.С. Выготского (1991), который считал, что «быть готовым к школьному обучению значит прежде всего обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира» (с. 69).
Л.С. Выготский (1991) выдвигает положение о «зоне ближайшего развития» ребенка, которая определяется как «расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами (с. 51). Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Л.С. Выготский (1991) пишет, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей» (с. 53), а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей. Зона ближайшего развития гораздо существеннее определяет возможности ребенка, чем уровень его актуального развития. Два ребенка, имеющие одинаковый уровень актуального развития, но разную зону ближайшего развития, будут различаться в динамике умственного развития в ходе обучения. То, что сегодня является для ребенка зоной ближайшего развития, завтра станет уровнем его актуального развития. Таким образом, по мнению Л.С. Выготского (1991), для успешного обучения в школе каждый ребенок должен обладать тем уровнем актуального развития (низшим порогом обучения), без которого невозможно данное успешное обучение.
Использование дидактической игры в формировании представлений о
геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической
практике
С середины прошлого века дидактическая игра начал успешного использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В дидактических играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретиз ...
Глагол как часть речи. Его основные признаки
За прошедшие десятилетия глагол как часть речи по-прежнему в центре внимания лингвистической науки. Термин глагол происходит от латин. verbum (греч. rema), что переводится как слово (в древнерусском языке глаголити означало говорить). В лингвистической науке существует множество определений глагола ...
Проблема обучения и развития одаренных детей
Учащийся 3-го класса показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к 10-му классу это опережение куда-то исчезает. Расхожий миф, что талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо, не всегда соответствует действительности: кто-то из талантлив ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.