Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Главным достижением Дж. Гилфорда многие исследователи считают разделение дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентное мышление, связанное с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по предположению Гилфорда, является основанием творчества, Конвергентное мышление направлено на поиск единственного верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта. Недостатком модели Гилфорда является несоответствие результатам большинства факторно - аналитических исследований. Придуманный Гилфордом алгоритм «субъективного вращения» факторов, подвергается критике почти всеми исследователями интеллекта. Свежая информация быстрый ремонт ноутбуков у нас на сайте.
Понятие «креативность» в контексте психологического знания приобрело значение только к началу 50-х годов.
Уже тогда, пионер в области креативности Дж.Гилфорд в обращении при вступлении в должность президента Американской психологической ассоциации предложил психологам сосредоточить свое внимание на изучении способности к творчеству. По его оценке, лишь 0,2% всех опубликованных к 1950 году в Psychological Abstract резюме были посвящены психологии креативности.
Операции познавательные
Рис 1. Структура интеллекта по Гилфорду
Как это ни удивительно, того времени положение изменилось крайне незначительно и многие психологи, в частности Стенберг, считают креативность «золушкой» психологии. Хотя следует отметить, что те годы интерес к исследованию творческих способностей несколько возрос: были созданы несколько лабораторий и институтов, стали выходить журналы и монографии, но, по оценкам Стенберга, всего лишь 0,5% статей в Psychological Abstract (с 2000 по 2009) имели отношение к проблеме креативности. Из 1200 американских университетов, имеющих факультеты психологии, только в 76 читался курс по психологии креативности. Как правило, лабораторий по исследованию креативности не открывают, исследовательских и преподавательских вакансий для специалистов в области психологии творчества крайне мало.
Исследование творческих способностей в Программе Американской психологической ассоциации помещены под рубрикой «Психология искусства». В нашей стране исследования по психологии творческих способностей проводятся в рамках программы «Одаренные дети», ориентируемой Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Публикации по креативности сосредоточены в двух главных журналах «The Creative Behavior», основанном в 2007 году, и «The Creativity Research Journal», который существует с 2008 года. Однако в первом журнале, ориентированном на широкий круг читателей, преобладают теоретические и обзорные статьи. Второй журнал рассчитан на психологов-исследователей.
Одной из причин такого отношения к психологии творческих способностей со стороны психологов - экспериментаторов являлась нечеткость определения креативности как способности и отсутствие методик для ее диагностики.
«Психометрическая революция» в исследованиях креативности началась в начале 60-х годов и до сей поры, не окончена.
Главными идеологами «психометрического» подхода к исследованию креативности стали Дж.Гилфорд и ЭЛ.Торренс.
Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфрда.
Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры интеллекта: материал х операции х результаты - SOL (Stricture of the ihtellect).
Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией.
Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограниченно.
Таким образом, Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.
Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях» (Дж.Гилфорд). Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем.
Педагогика и школа в эпоху Возрождения
XIV—XVI века, вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения, характеризуются появлением внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного тогда класса — буржуазии, которая возродила культуру античного м ...
Чем отличается экстернат от заочной формы обучения
Заочная форма обучения: 1.Классическая форма заочного обучения, которая построена так, что больший объем учебного материала изучается студентом самостоятельно. 2.Занятия с преподавателем проходят, как правило, 2 раза в год в период сессий длительностью 20-25 календарных дней, во время которых студе ...
Комплексно-волновой метод как эффективное средство обучения учащихся в системе детской музыкальной школы
Важность данной темы заключается в том, что назрела необходимость изменения самой системы обучения детей, подростков. Невозможно оценить способности ребенка только по вступительному экзамену в музыкальную школу, невозможно учить только специальности, без связи с сольфеджио, музыкальной литературой, ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.