Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Определение понятия творчества, одаренность в психологии

Материалы » Исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста » Определение понятия творчества, одаренность в психологии

Страница 2

- эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д.;

- настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;

- творчество - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать, склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т.п.;

- интуитивизм - склонность к сверхбыстрым решениям, оценкам, прогнозам;

- сравнительно более быстрое обладание умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

- способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п.

При определении понятия творчество, под «творчеством» не всегда мыслится одно и то же. Зачастую многозначность термина скрывается за широким определением творчества как изобретения чего-то нового, необычного, оригинального. Другое определение творчества относит его к процессу создания новых культурных ценностей (художественных, научных, технических и пр.). Известный специалист в области философии образования Е.П.Торенс дал следующее определение творчества: творчество — это процесс обнаружения пробелов и отсутствия каких-то необходимых элементов в наличном знании и связанный с этим поиск их заполнения. Вряд ли кто осмелится и в наше время упрекнуть Аристотеля за то, что атрибутом творчества считал стремление к совершенству.

Творчество всегда адресно, привязано к какой-то отрасли человеческой деятельности. «Творчества, вообще предметно не обозначимого, реально не существует».

В итоге можно сказать, что относительность творческого процесса к сфере человеческой деятельности означает, что творчество - не автономный объект, а одна из характеристик деятельности.

Творчество в своем первом определении вступает как деятельность человека, созидающая новые духовные и материальные ценности. Окружающая человека искусственная среда, «вторая природа» во всем ее многообразии, культуре в целом - продукт творчества человека.

Творчество - проявление высших способностей человека, высшая форма деятельности человека. Определение человека как homo creator (существо вторящее, созидающее) полнее и точнее, чем homo sapiens (человек разумный). Именно в творчестве разрабатывается с предельной ясностью сущность человека, как преобразование мира, творца, новых отношений и самого себя. Суть человеческого бытия состоит в творчестве.

Производство нового, творчество есть родовая сущность и родовой признак человека.

Существуют принципиальные отличия творчества и предметной деятельности, на которые обращают внимание многие философы, психологи, педагоги. Исследуя природу отношений творчества и деятельности, Дыбина О. В. относила их к принципиально противоположным формам человеческой активности. По А. Э. Симановскому, основной признак деятельности как форма активности - это соответствие цели деятельности ее результату. Для творческого же акта характерно противоположное, а именно - рассогласование цели (замысла, программы и т.д.) и результата. В процессе деятельности может возникнуть творческая активность, связанная с порождением «побочного продукта, который в итоге и является творческим результатом. Таким образом, для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности « нечто новое и необычное», для нетворческого важен результат по достижении цели (целесообразный результат), а не новизна.

Американский психолог Э. Фромм в своих работах предположил следующее определение понятия творчества: «Это способ удивлять и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

К признакам творческого акта можно отнести бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, измененность состояния сознания.

Творчество - чрезвычайно сложная, проявляющаяся в многообразии форм деятельность. Познание сущности и закономерности развития творчества, структуры и специфических форм творческого поиска стало возможным лишь на современном, очень высоком этапе развития общества в целом и науки в частности.

Среди многочисленных признаков творческого акта в практике, науке и искусстве - сферах его проявлениях - выделяются три главных признака:

1. Процессуальность.

Творчество является длящимся процессом, который охватывает два неравных периода:

- время собственно творчества, осуществления замысла, создания законченного произведения;

- всю протяженность жизненного опыта творца, который порождает и корригирует первоначальный замысел на всех этапах его реализации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Основные направления совершенствования обучению компьютерной грамотности в курсе изучения предмета "Технология"
Сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере как пользователь. Это потребность, продиктованная временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества. В обучении осо ...

Проблема развития коммуникативных навыков в методической литературе
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деят ...

Роль педагога художественного образования в развитии художественного восприятия школьников в процессе эстетического воспитания
Комплексное развитие художественного восприятия требует планомерного и систематического развития, основой которой является эстетичное воспитание художественного восприятия, т.е. с развития способности видеть прекрасное в окружающем мире. Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формир ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru