Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Определение понятия творчества, одаренность в психологии

Материалы » Исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста » Определение понятия творчества, одаренность в психологии

Страница 3

Иногда говорят о творческом процессе, имея в виду лишь первый из названных периодов. По всей видимости, этого недостаточно. Рождение новой ценности обусловливается и силой творческого напряжения во время создания произведения, и целостным развитием, жизненным опытом, уровнем знаний.

Создание принципиально нового, новой ценности - материальное, практическое осуществление и передача этой ценности обществу.

Невозможность создать алгоритм - такую предварительную программу конкретного творческого процесса, иными словами, неповторимости любого отдельного творческого акта [23, с. 89].

По Далю, «творить» - давать бытие, сотворять, созидать, производить, рождать. Это деятельное свойство. Им щедро наделено человечество. Сознательное торможение этого процесса ведет не только к понижению уровня интеллектуальных способностей. Подавление творческого начала вызывает в детях агрессию. Творческая деятельность высвобождает созидательную энергию, нетворческая - разрушительную.

Творчество по определению Декарта,- это все то, что «вызывает переход из небытия в бытие».

Творчество, будучи, по сути, культурно-историческим явлением, имеет психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым и создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, несознательных компонентов умственной активности, а так же потребности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную рабату мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению или к одному чувству.

Творчество неотделимо от понятия креативности.

Креативность (от латинского слова сгеаге - творить, создавать) - это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность среди интеллектуальных способностей выделена в особый тип. Согласно Маслоу - творческая направленность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях:

- анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности - личностные факторы;

- анализ творческого мышления и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении пр.

Вопрос о креативности, как о самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы ее измерения.

Итак, как бы ни рассматривалось творчество: как продукт, как процесс или как особенное креативное состояние субъекта, в творчестве всегда присутствует элемент новизны.

Дж.Гилфорд предположил модель «структуры интеллекта (SI)», систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей [10, с.96]. Модель основывается на теоретических допущениях. По своей структуре основана на схеме: стимул - литентная операция - реакция. Место стимула в модели Гилфорда занимает «содержание», под «операцией» подразумевается умственный процесс, под «реакцией» - результат применения операции к материалу. Факторы в модели независимы. Таким образом, модель является трехмерной, шкалы интеллекта в модели - шкалы наименований. Операцию Гилфорд трактует как психический процесс: познание, память, дивергентное мышление, оценивание. (Рис.1)

Содержание задачи определяется особенностями материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о личностных особенностях людей и причинах поведения).

Результаты - форма, в которой испытуемый дает ответ: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.

Каждый фактор в модели Гилфорда получается в результате сочетаний категорий трех измерений интеллекта. Категории сочетаются механически. Названия факторов условны. Всего в классификационной схеме Гилфорда 5x4x6=120 факторов.

Он считает, что в настоящее время идентифицировано более 100 факторов, т.е. подобраны соответствующе для их диагностики. Концепция Дж.Гилфорда широко используется в США. Особенно в работе педагогов с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать образовательный процесс и направлять его на развитие способностей. Модель Гилфорда используется в Иллинойском университете при обучении 4-5-летних детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию педагогической технологии при переходе учеников с первой на вторую ступень обучения
Существование столь большого «комплекса» ошибок может быть объяснено несовершенством обратной связи, а иногда и сведением ее функций только к контролю. Поэтому было решено совершенствовать процесс обучения именно на основе этого принципа. В проводимом исследовании диагностические задачи педагогичес ...

Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей де ...

Общепсихологическая характеристика содержания понятия «восприятие»: его свойства, типы, ступени развития
Возможность понимания фундаментальных закономерностей функционирования художественного восприятия требует, прежде всего, знания психических механизмов восприятия вообще. Цель данного параграфа: охарактеризовать содержательное наполнение термина «восприятие», как познавательного процесса, выявить ег ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru