Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Глагол как часть речи. Его основные признаки

Страница 3

На уровне морфологическом выделяется лишь оппозиция действительного и страдательного залогов, в которой действительный залог оформлен негативно (отсутствием показателей страдательности), а страдательный залог факультативно выражается давлением к глагольной словоформе возвратной частицы – ся и регулярно – формой страдательного причастия.

Исторически восходящая к местоимению частица – ся в древнерусских памятниках, как и в старославянских, употребляется свободно по отношению к глаголу.

Морфологически не характеризованные способы действия признаются не всеми авторами. Об этом достаточно подробно сказано в работах Н.С. Авиловой, Ю.С. Маслова, А.В. Бондарко, М.А. Шелякина и др., они считают способы действия семантическими разрядами глаголов и подразделяют их на морфологические характеризованные и морфологически не характеризованные. В то же время Н.С. Авилова, Г.А. Анисимов, Г.Г. Кухтенкова понимают способы действия как регулярные модификации значений простых глаголов при помощи определенных формальных средств. Поэтому они различают, с одной стороны, способы действия, т.е. формально, морфологически выраженные семантические модификации этих простых глаголов, с другой стороны – просто действия.

Любопытно, что за последние годы существенно изменилась точка зрения Н.С. Авиловой. В разделе «Категория вида» Н.С. Авилова писала: «Способы действия могут или выражаться формально, при помощи префиксации и суффиксации, или могут быть формально не выражены». В монографии же «Вид глагола и семантика глагольного слова» неоднократно подчеркивается необходимость относить к способам действия лишь семантико-структурные группы глаголов. Аналогичное определение способам действия дано и в «Русской грамматике».

Изучив мнение ученых о способах глагольного действия, мы остановились на том, что способы глагольного действия – это семантические группы глаголов, объединенные общностью характеристики протекания действия или состояния.

Н.М. Шанский же определяет способы действия как семантико-словообразовательные группировки глаголов, объединенные по общности количественно-временных значений, выражаемых при помощи аффиксов.

Точный состав способов действия (семантических групп) в русском языке до сих пор не установлен, поэтому Николай Максимович Шанский характеризует лишь важнейшие группы глаголов, составляющие способы действия.

Способы действия делятся на два основных типа: временные способы действия и количественные способы действия.

Одни способы действия имеют чисто временные или количественные значения, другие совмещают оба типовых значения.

I. Способы действия временного типа:

1. Начинательный способ действия включает глаголы совершенного вида с приставками за-, по-, обозначающие начало действия: засмеяться, пойти.

2. Длительно-ограничительный способ действия охватывает глаголы совершенного вида с приставкой про-, которые обозначают, что действие происходит в течение определенного промежутка времени и ограничено этим временем: проработать, пробегать.

3. Финитивный способ действия включает глаголы совершенного вида с приставкой от– Они обозначают прекращение длительного действия, доведение его до абсолютного конца: отъехать, отбежать.

4. Многократный способ действия. Глаголы этого способа действия образуются при помощи суффиксов – ива – (-ыва-), – ва-, – а-, выражают нерегулярное повторение действия в отдаленном прошлом (обычно употребляется в форме прошедшего времени). Все они несовершенного вида: жевать, видывать.

II. Количественные способы действия

обозначают различную степень проявления действия. Неполноту проявления действия, ослабление его обозначают следующие способы действия.

1. Смягчительный способ действия. Малую степень действия, уменьшение, ослабление его передают глаголы совершенного вида с прификсами по-, под-, при– : приболеть, подрасти.

2. Сопроводительный способ действия. Глаголы несовершенного вида с приставками при-, под- и суффиксами – ива – (-ыва-), – ва – обозначают действие, которое сопровождает другое действие и проявляется в слабой степени, в неполной мере: подсказывать, присматриваться.

III. Усиление, интенсивность, высокую степень проявления действия выражают следующие способы действия:

1. Накопительный способ действия. Большое накопление объектов в результате действия обозначают глаголы совершенного вида с приставкой на– : напугать, налететь.

2. Тотальный способ действия. Глаголы этого способа действия обозначают, что действие охватывает весь объект или субъект, все объекты или субъекты. Сюда относятся глаголы совершенного вида с приставками из – (-ис-), по-, пере– Глаголы с приставками по-, пере – могут означать распространение действия на субъекты или объекты по очереди, последовательно. Значение тотальности обычно подчеркивается различными средствами контекста: измельчить, переехать.

3. Сатуративный способ действия объединяет глаголы совершенного вида с приставкой на- и постфиксом – ся, обозначающие полную удовлетворенность субъекта действием: напугаться, наиграться.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Нарушения в развитии, вызывающие трудность в общении
Как известно, ребенок 6-7 лет уже умеет соподчинять мотивы, владеть своими эмоциями, старается соотносить свои действия и желания с действиями и желаниями ок­ружающих. Особые требования к воле ребенка предъявля­ют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Самое трудное - момент выбор ...

Роль игровой деятельности в формировании готовности к школе
Сюжетно-ролевую игру Эльконин рассматривает в качестве ведущей деятельности дошкольного периода развития ребенка. По мнению Эльконина, ролевая игра возникает на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста св ...

Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников
Исследуя особенности восприятия геометрических фигур детьми А.А. Столяр приходит к вводу, что геометрическое мышление" вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии "геометрических знаний" у детей прослеживается несколько различных уровней. Первый уровень характеризуе ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru