Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Сущность понятия сострадание в научной литературе

Материалы » Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки » Сущность понятия сострадание в научной литературе

Страница 2

Первоначальный смысл термина "эмпатия" был буквальным, он означал процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояние другого.

В концепциях эмоциональной эмпатии [18, с. 156] говорят о различных видах эмпатии, которые иногда интерпретируются как уровни эмпатии:

I. Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация.

II. Сопереживание и сочувствие как более сложные формы соучастия в эмоциях другого, разделения их.

Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного. Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х гг. В советскую психологию термин "эмпатия" был введен только в начале 70-х гг. Т. П. Гавриловой и поначалу собственно эмоциональная трактовка эмпатии также была преобладающей.

В 1934 г. в одной из своих работ Дж. Мид дает определение эмпатии как "способности принять роль другого человека"[18, с.159]. Постепенно акцент смещается с эмоциональной реакции на понимание другого определенным образом: через "воображаемое перевоплощение", "интроекцию", "принятие точки отсчета другого". Процесс, понимаемый таким образом, уже не может быть чисто эмоциональным: к аффективному элементу здесь добавляется когнитивный. Говорится об "идентичности ментальных процессов субъекта и объекта", "когнитивной реконструкции внутреннего мира другого человека", "способности предсказывать поведение других людей".

Итак, развитие представлений об эмпатии идет от понимания эмпатии как реагирования чувствами на чувства к аффективно-когнитивному процессу понимания внутреннего мира другого в целом.

Новый импульс к развитию представлений об эмпатии и ее исследований в последние десятилетия был дан гуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом. Эмпатия стала обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим — в сфере реальной человеческой практики педагогического процесса, семейной жизни и т. д.

К. Роджерс определял эмпатию как "способ существования с другим человеком . Это значит войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома. Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознает ."[18, с.151].

Анализ исследований показал, что одни психологи рассматривают эмпатию в эмоциональном аспекте, определяя её как вчувствование в объекты социальной действительности (Т. Шибутани), как основу помогающего поведения (Т. Рибо; А. Валлон; Л.И. Божович и Т.Е. Конникова и другие) и как способность эмоционально откликаться на переживания другого (Ф. Олпорт; С. Аш; А. Валлон; Т.П. Гаврилова).

Другие психологи, сторонники когнитивного направления, трактуют эмпатию как процесс понимания, "когнитивную реконструкцию внутреннего мира другого человека, способность предсказать поведение других людей" (А.В. Орлов и М.А. Хазанова). Существуют взгляды на феномен эмпатии и с позиций взаимосвязи эмоциональных и когнитивных процессов (Л.П. Стрелкова и др.).

Специфика эмпатии состоит в том, что она проявляет отношение человека к другому человеку, а также к предметам и явлениям реального мира. К. Обуховский обозначил эту мысль следующим образом: "Мы должны иметь к окружающей нас среде соответствующее эмоциональное отношение [45, с.124]. С.Л. Рубинштейн обоснованно утверждал, что "состояние индивида, получающее эмоциональное выражение, всегда обусловлено его взаимоотношениями с окружающими"[51, 164]. Следовательно, эмпатия "включает в себя" переживания и отношение субъекта к отражаемому миру: самому себе, к другим людям, к предметам и явлениям действительности. Система отношений определяет характер переживаний человека, его поведенческие реакции на внешние воздействия. При этом следует иметь в виду, что переживания - это не все отношения, а только положительные и отрицательные, так как безразличие, неопределённость вызывают у личности не переживания, а знания.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Методика использования дидактической игры и мультимедиа, как форм занимательного материала «Русской азбуки» и ее результаты
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием, опасением. Одна из главных и распространенных ...

Планы-конспекты уроков по оптике для восьмого класса
Свет. Источники света Тип урока: комбинированный Цели урока: познавательная: формирование понятий о свете, источниках света, знакомство с делением источников света на естественные и искусственные; развивающая: создать условия для развития мышления, коммуникативных и мыслительных качеств учащихся; п ...

Программные требования к уходу за растениями в старшей группе
экологический образование дошкольник эксперимент В труде по уходу за растениями на участке и в уголке природы можно выделить как наиболее важные следующие трудовые процессы: поливка комнатных растений, мытьё их, опрыскивание, обрезка сухих листьев, рыхление земли; выращивание растений из черенков ( ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru