Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки

Материалы » Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки

Актуальность темы обусловлена назревшей необходимостью перестройки системы воспитания детей в условиях социально-экономических преобразований, происходящих в современном обществе. В настоящее время подрастающее поколение обвиняют в потере нравственных ориентиров, бездуховности, агрессивности, жестокости. Задачи гуманизации педагогического процесса требуют создания атмосферы обращенности к ребенку, обеспечения необходимых условий для его полноценного развития, в том числе развития его нравственной сферы, социальных эмоций, таких как сострадание, которое выполняет важнейшую регулятивную роль в психическом и личностном развитии ребёнка, определяют его отношение к другому человеку и самому себе.

Современное образование рассматривается как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Много внимания уделяется воспитанию человека, ориентированного на понимание, признание и принятие другого человека. Для этого важную роль отводят музыкальному искусству, т.к. исследования многих ученых показывают, что музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств.

Психологическое изучение эмоциональной стороны отношений представляет собой одно из самых актуальных направлений современных психологических исследований. Всё большее значение в работах придаётся изучению социальных эмоций (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, В.К. Котырло, М.И. Лисина, B.C. Мухина, П.В. Симонов и другие). Являясь базовыми в становлении личности, социальные эмоции направляют процесс социализации растущего человека, помогают ему "входить" в мир взрослых и сверстников. А.В. Запорожец отмечал, что социальные эмоции выполняют функцию ориентировки ребёнка в предметах и явлениях окружающего мира, играя при этом большую роль в формировании мотивов поведения. Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет исследование роли сострадания, эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные отношения. Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным" образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребёнка. Сострадание является одной из высших форм эмпатии.

Психологические традиции изучения эмпатии первоначально были заложены в трудах по философии и этике, что во многом обусловило научные подходы к теоретическому осмыслению явления. Многие исследователи (А.А. Бодалёв, С. Б. Борисенко, Т.П. Гаврилова, Л.И. Джрназян, А.Г. Ковалёв, К. Роджерс Л.П. Стрелкова, 3. Фрейд, М. Хоффман и другие) связывают разработку проблемы эмпатии с нравственными и эстетическими чувствами. Ряд психологов указывает на то, что эмпатия является важнейшей детерминантой человеческих отношений (Е.Н. Васильева, Л.П. Выговская, О.И. Цветкова и другие).

Проблемой нашего исследования является возможность влияния музыки на развитие чувства сострадания в младшем школьном возрасте.

На наш взгляд, существует много разнообразных методов и средств воспитания сострадания, но наиболее эффективным является слушанье музыки. Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира, о воспитательном воздействии музыки на личность ребенка говорится в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор, М.Маркова, Д.Кабалевского. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для воспитания чувства сострадания, поскольку в данный период происходит формирование нравственных основ личности ребенка.

Неразработанность данной проблемы послужила поводом для выбора темы исследования.

Объектом исследования является процесс воспитания чувства сострадания у младших школьников при слушании музыки.

Предмет исследования - особенности влияния музыки на развитие чувства сострадания.

Цель нашего исследования – определить актуальный уровень сформированности воспитания чувства сострадания у младших школьников и разработать список музыкальных произведений, направленных на воспитание чувства сострадания.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что чувство сострадания младшего школьника зависит от индивидуальных особенностей, окружающей и среды и эмоционального состояния ребенка, и может формироваться в процессе слушанья музыки.

Цель реализуется в следующих задачах:

Проанализировать сущность понятия "сострадания" в научной литературе.

Определить специфику проявления чувств сострадания в младшем школьном возрасте.

Выявить значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания.

Определить актуальный уровень сформированности сострадания у младших школьников и проанализировать полученные результаты.

Разработать примерную программу музыкальных занятий, направленную на воспитание чувства сострадания.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической литературы; качественный и количественные методы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования; экспресс-диагностика эмпатии И.Юсупова, адаптированная для младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость исследования: раскрыта сущность и специфика проявления чувства сострадания в младшем школьном возрасте. Показано значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в работе учителями начальных классов, музыки, родителями в семейном воспитании, воспитателями ДОУ.

Новые статьи:

Особенности игровой деятельности детей с ДЦП
В результате проведенного нами в 2003 году исследования было выявлено, что, продолжительность игры детей с недостатками развития в среднем составляет 10-15 минут. Действия детей носят преимущественно подражательный характер, без подчинения определенному замыслу, логика действий легко нарушается, пр ...

Причины возникновения детского церебрального паралича
Причиной детского церебрального паралича могут быть различные неблагоприятные факторы, воздействующие во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придаётся поражение мозг ...

Интерактивная творческая среда "Математический конструктор"
Интерактивная творческая среда, основанная на принципе динамической геометрии и предназначена для создания интерактивных чертежей (моделей) по математике, сочетающих в себе конструирование, моделирование, динамическое варьирование, эксперимент. "1С:Математический конструктор" - первая рос ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru