Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Методы и формы обучения биологии в VI—VII классе

Материалы » Методы и формы обучения биологии в VI—VII классе

Страница 4

Эксперимент — один из сложных и трудоемких методов обучения, позволяющий выявить сущность того или иного явления, установить причинно-следственные связи. Проводя опыты, учащиеся становятся исследователями, «открывателями» законов природы. К школьным биологическим опытам предъявляются следующие требования: они должны быть доступными, наглядными, ценными в познавательном отношении. Учащихся надо знакомить с целью опыта, вооружить знанием техники его проведения, умением наблюдать за объектом или процессом, фиксировать результаты, формулировать выводы. Следует также учитывать, что многие опыты длительны, не укладываются в один урок, требуют помощи учителя при их выполнении, осмыслении результатов, формулировании выводов.

На первых этапах изучения биологии, когда учащиеся не располагают необходимым запасом знаний и умений ставить опыты, закладка опытов производится заранее учителем или юннатами. Познавательная деятельность учащихся при этом носит репродуктивно-поисковый характер и направляется на выявление сущности опыта, формулирование выводов с помощью ответов на вопросы. По мере овладения учащимися техникой закладки опыта увеличивается доля поиска, повышается степень их самостоятельности.

Большое значение для осмысления учащимися опыта имеет предварительная работа: определение цели и техники закладки опыта, формулирование вопросов, способствующих выявлению сущности опыта и формулированию вывода. Важно, чтобы учащиеся видели исходные данные и конечные результаты опыта. Большую роль в обучении биологии играют демонстрационные опыты, с помощью которых изучаются процессы жизнедеятельности растительного организма. Этим целям служит демонстрация опытов, позволяющих определить наличие в растениях минеральных и органических веществ, установить верхушечный рост корня, побега, поступление воды в корень, передвижение органических веществ, дыхание корней, семян, испарение воды листьями и др.

Большинство опытов служит целям иллюстрации рассказа учителя. Демонстрация результатов таких опытов позволяет учащимся увидеть явление, например выделение кислорода находящимся на свету растением в процессе фотосинтеза, образование наплыва из органических веществ в опыте по передвижению органических веществ, выделение капель воды на стенках колбы в опыте по испарению и др.

Деятельность учащихся при демонстрации этих опытов организуется с помощью вопросов, направляющих на выявление сущности, основных закономерностей изучаемого явления. Так, к уроку «Испарение воды листьями» закладываются опыты, с помощью которых выясняется сущность процесса испарения и его зависимость от условий среды: опыт с листом пеларгонии, помещенным в колбу, и опыт с пятью сосудами, в которые помещаются лист и веточки пеларгонии. Урок начинается с анализа результатов опыта. Учащиеся наблюдают капельки воды на стенках колбы, в которой находился лист. Учитель ставит вопросы, позволяющие школьникам сделать правильный вывод: с какой целью помещают лист в колбу? Почему необходимо закрыть горловину колбы? Откуда на стенках колбы появились капельки воды? (Используя таблицу внутреннего строения листа, школьники показывают устьица, через которые испаряется вода.) Вода, охладившись, оседает на стенках колбы в виде капель.

При обсуждении результатов другого опыта учитель предлагает следующие вопросы: зачем в пробирки наливается масло? С какой целью одну пробирку помещают в более теплое место? В итоге учащиеся делают вывод: чем больше листьев у растения и чем выше температура окружающей среды, тем больше воды испаряет растение.

Демонстрация некоторых опытов (верхушечный рост корня, побега, передвижение воды по стеблю и др.) позволяет получить с помощью опыта неизвестные учащимся знания. При этом о постановке опыта, особенностях его проведения и результатах рассказывает сам учитель или ученик по заданию учителя. Так, на уроке «Зоны деления и роста» в теме «Корень» демонстрируется опыт «Верхушечный рост корня». Этот опыт позволяет учащимся «сделать открытие», установить, какой частью корень растет в длину. Учитель организует учебную деятельность учащихся с помощью вопросов, направленных па выяснение главного: почему нужно наносить метки на весь корень, а не на его часть? Почему расстояния между метками должны быть одинаковыми и небольшими? Обсуждение этих вопросов и наблюдение результатов опыта позволяет учащимся сделать вывод о закономерностях роста «корня в длину.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Содержание работы с подростками по профилактике алкогольной зависимости
Профилактика - система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней. «Цель профилактической работы – создание в молодежной сре ...

Педагогические взгляды Квинтилиана
Марк Фабий Квинтилиан, наиболее известный римский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной. На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специа ...

Экологическое воспитание и образование школьников
В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о генетических отклонени ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru