Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Психолого-педагогические условия и методы развития одарённых детей

Материалы » Особенности развития одарённых детей в процессе обучения математике в 5-6 классах » Психолого-педагогические условия и методы развития одарённых детей

Страница 5

- ориентация на интеллектуальную инициативу учащихся;

- осуществление учебно-познавательной деятельности в соответствии с познавательной потребностью детей, а не по заранее разработанной логической схеме;

- преобладание собственной работы мысли ученика над репродуктивным усвоением знаний;

- актуализация лидерских возможностей;

- развитие познавательной потребности.

Познавательная потребность характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной работы. Умственная работа выполняется не в результате долга, не для отметки, не для того, чтобы победить на конкурсе, а потому, что хочется самому (т.е. по потребности). По мнению В.С. Юркевич [61], любовь к умственной деятельности – самая яркая характеристика любого одаренного ребёнка, именно от неё в значительной мере зависит дальнейшее развитие способностей.

Средством удовлетворения познавательной потребности является новое знание. Для развития одаренности ребенка важно не столько усвоение знаний, сколько собственная работа мысли. Чужие знания должны быть пропущены через себя, собственное видение мира. Познание должно быть направлено, прежде всего, на процесс познания, и результаты, конечно, важны, но не в первую очередь. Познавательная потребность связана с положительными эмоциями и развивается, укрепляется от радости при интеллектуальной деятельности. Таким образом, развитие познавательной потребности лежит в основе развивающих функций урока; для этого учителям необходимо использовать прежде всего эвристические обучения, среди которых выделяют: проблемное изложение, частично-поисковые методы; исследовательские методы.

Итак, обогащенный урок качественно отличается от традиционного, на нем учителя используют методы развития познавательного интереса, прежде всего, формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала интересного сюжета, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска, психологические методы, например: «Мозговой штурм» А. Осборна, «синектика» У. Гордона, тренинги, составленные Ю.Д. Бабаевой для выявления и развития одаренности. Остановимся более подробно на методах развития познавательного интереса.

Формирование готовности восприятия учебного материала представляет собой одно или несколько заданий, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета – это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий. Метод стимулирования занимательным содержанием заключается в подборе образного, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий, служит первым шагом на пути формирования и развития познавательной потребности. К психологическим методам относятся: творческое задание, создание проблемной ситуации, дискуссия, создание ситуаций, в которых ребенок может творчески проявить себя.

Другим методом обогащения образования является использование авторских программ в процессе работы с одаренными детьми, которые реализуют принципы индивидуализации, дифференциации, исследовательского обучения.

Принцип индивидуализации обучения предусматривает создание каждому ученику оптимальных условий для реализации способностей, всесторонний учет уровня развития, формирование на этой основе личных планов развития и обучения, программ для их стимулирования и коррекции. Предполагается персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика.

Дифференцированное обучение – это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа) - уровневая дифференциация; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся – профильная дифференциация. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Родовое содержание и видовые формы арифметической операции над натуральными числами
При изучении арифметических операций над натуральными числами не обращают внимания ни на содержательный смысл натурального числа, ни на содержательный смысл арифметической операции над такими числами. Таков стандартный подход, принятый в традиционном математическом образовании. Согласно этого подхо ...

Место игровой деятельности в педагогическом процессе
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно с ...

Развитие логического мышления на уроках математики
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учеников. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит до того, что развитие логического мышлен ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru