Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Проблема психологической готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.И. Божович, Л.А Венгер, В.В. Давыдов, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.). Одним из важнейших компонентов готовности к школе, как отмечается рядом авторов (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, и др.), является достаточный уровень сформированности произвольности поведения, которая означает, что ребенок должен действовать не под влиянием своих сиюминутных побуждений, а с учетом правил, условий, целей, задающих контекст ситуации.
В связи с актуальностью проблемы интеграции детей с нарушениями в развитии в общество здоровых сверстников очень важной является проблема эффективной и целенаправленной подготовки детей с ДЦП к обучению в школе.
Известно, что у детей с особенностями развития в раннем возрасте имеет место недостаточность двух ключевых факторов развития:
1. Общения с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками из-за ограниченности передвижения. В большинстве случаев дети с тяжелыми нарушениями не посещают детский сад, не учатся в школе, круг их общения ограничен в основном только родителями и близкими родственниками, медперсоналом и социальными работниками. Дети с менее тяжелыми отклонениями в развитии посещают специальные детские учреждения, где они общаются с детьми, имеющими те же проблемы в развитии.
2. Недостаточности предметной деятельности. Пребывание детей с особенностями развития в замкнутом социальном окружении ведет к приобретению искаженного социального опыта, неполного представления об окружающем мире и о своем месте в этом мире, что ведет в дальнейшем к нарушению совместной деятельности со сверстниками.
Без специального корректирующего воздействия особенные дети своевременно не овладевают типичными видами детской деятельности, в нашем случае – игровой. Как известно, недоразвитие всех видов детской деятельности накладывает отпечаток на психическое развитие ребенка в целом. А несформированность игровой деятельности ведет к тому, что ребенок проживает дошкольный возраст неполно и, следовательно, у него не формируются необходимые предпосылки психологической готовности к школьному обучению (в том числе произвольность поведения – как один из важнейших компонентов готовности к школе).
Гипотеза:
Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ДЦП ведет к формированию произвольного поведения как важнейшего компонента готовности к школьному обучению.
Цель исследования
: исследование влияния сюжетно-ролевой игры на развитие произвольного поведения детей как компонента готовности к школьному обучению.
Задачи исследования
:
1. Выявить особенности и уровни развития произвольного поведения у дошкольников с ДЦП посредством диагностики.
2. Разработать и реализовать систему занятий сюжетно-ролевой игрой, обеспечивающую развитие произвольного поведения как компонента готовности к школьному обучению детей с отклонениями в развитии.
3. Создать условия для развития (возникновения) сюжетно-ролевой игры (предоставить детям опыт сюжетно-ролевой игры).
4. Выявить уровни развития произвольного поведения у детей с помощью вторичной диагностики.
Объект исследования
: процесс формирования произвольного поведения как компонента школьной готовности у детей с детским церебральным параличом.
Предмет исследования
: педагогические условия (система занятий сюжетно-ролевой игрой), формирующие произвольное поведение у детей с ДЦП как одну из основных компонентов подготовки детей к школе.
Основные методы исследования:
- теоретический метод – анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
- эмпирические методы – педагогическое наблюдение; опрос (тестирование, беседа с детьми и педагогами); педагогический эксперимент.
Новизна
исследования заключается в том, что мы показали возможность развития произвольного поведения у детей с ДЦП через развитие игровой деятельности.
Практическая значимость
: Результаты нашей работы (проведенная нами система игровых занятий) могут быть использованы социальными педагогами для развития произвольного поведения детей дошкольного возраста с ДЦП в учреждениях социальной реабилитации детей.
Местом проведения практической работы был Центр социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их семей «Ласточка».
Факторы
риска злоупотребления алкоголя и защитные факторы
Под факторами риска понимаются условия, предрасполагающие к употреблению алкоголя и наркотиков и формированию зависимости. Эксперты Всемирной организации здравоохранения разработали обобщенную классификацию факторов риска в зависимости от уровня их проявления. Выделяют четыре уровня проявления факт ...
Особенности методов и приемов обучения коммуникативной деятельности
учащихся 6–7 классов в традиционной методике преподавания
Практически на всех уроках в школе дети и говорят, и слушают, и читают, и пишут. Конечно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа и т.п. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи ...
Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины
В «Лекциях о воспитании детей» Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей». Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать св ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.