Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Факторы риска злоупотребления алкоголя и защитные факторы

Материалы » Деятельность социального педагога по профилактике алкогольной зависимости » Факторы риска злоупотребления алкоголя и защитные факторы

Страница 1

Под факторами риска понимаются условия, предрасполагающие к употреблению алкоголя и наркотиков и формированию зависимости.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения разработали обобщенную классификацию факторов риска в зависимости от уровня их проявления. Выделяют четыре уровня проявления факторов риска:

1. Биофизиологический;

2. Индивидуально-психологический;

3. Микросоциальный;

4. Макросоциальный.

Рассмотрим подробнее факторы риска приобщения к алкогольным напиткам и формирования зависимости от них, проявляющихся на каждом из вышеперечисленных уровней. Поскольку злоупотребление алкоголем может рассматриваться как частный случай девиантного поведения, факторами риска его возникновения автоматически считаются факторы риска формирования любой поведенческой девиации.

Биофизиологические факторы риска алкоголизации и наркотизации:

органические поражения головного мозга; хронические соматические заболевания; генетическая предрасположенность к употреблению алкоголя; наследственность, отягощенная наркологическими заболеваниями; изменение межполушарной асимметрии мозга; низкая степень изначальной толерантности; потенциал употребляемого вещества по отношению к формированию зависимости.

Теперь перейдем к рассмотрению факторов риска, проявляющихся на следующем, индивидуально-психологическом, уровне.

Исследуя индивидуально-психологические факторы риска, специалисты приходят к мнению, что особенности личностной патологии и личного опыта могут обусловливать «неполноценный образ жизни и соответствующую тягу к его компенсации за счет искусственной регуляции своего психоэмоционального состояния с помощью психоактивных средств .».

В настоящее время в зарубежной и отечественной превентивной наркологии и педагогике все большее распространение получает мнение, что «предрасположение к зависимости кроется не в конкретном спектре акцентуаций характера и психопатий, но в отдельных «слабых звеньях» личностной структуры. В этом случае патологическое влечение к алкоголю выполняет задачу компенсации личностных аномалий, защищая уязвимые места личности.

«Слабыми звеньями» личности являются:

стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения и прогнозирования последствий собственных действий; проблемы самооценки (неустойчивая, зависимая от сиюминутного положения, неаргументированная и поляризованная самооценка, формирование которой восходит к самым ранним этапам развития личности); недостаток самоуважения; снижение мотивации достижений; низкая способность к рефлексии и заботе о себе; незрелость эмоционально-волевой сферы; неполноценная психосексуальная организация; агрессивность и нетерпимость; склонность к регрессивному поведению; алкоголизм профилактика подросток последствие

отсутствие стремления быть в обществе других людей, неспособность к межличностному общению; подчиненность среде; неадекватное восприятие социальной поддержки; слабые адаптационные способности, дезадаптивные стратегии копинг-поведения.

Факторы риска биофизиологического и индивидуально-психологического уровней являются проявлением риска, «идущего изнутри». Рассмотрим теперь факторы риска, исходящие извне, средовые факторы риска.

Социальные факторы риска употребления алкоголя — это условия жизни человека в различных социальных общностях и особенности функционирования самого общества, которые способствуют вовлечению в алкоголизацию.

Эти условия можно разделить в зависимости от уровня общности, в которой они проявляются, на следующие группы:

Макросоциальные факторы риска алкоголизации — условия, характеризующие функционирование общества в целом (на уровне страны и мирового сообщества).

Микросоциальные факторы риска алкоголизации — условия, характеризующие ближайшее окружение ребенка и подростка (семья, образовательное учреждение, досуговые учреждения, социальное окружение по месту жительства и т. д.).

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Сущность и особенности использования дидактических игр в учебном процессе
Педагоги и психологи давно уже отметили роль игры в становлении человека, развитии его способностей, в подготовке его к самостоятельной трудовой деятельности. Однако игры - это не только неотъемлемая часть детства, игра как наиболее удачный способ моделирования реальной деятельности прочно входит в ...

Детство и творчество
На начальном этапе онтогенеза основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребёнка. В раннем возрасте ДТ формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте ДТ проявляется в создан ...

Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека. Термин "сострадание" непосредственно связан с переживанием. Переживания в психологических источниках рассматриваются как эмоционально окрашенное состояние личн ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru