Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Инновации в воспитании

Страница 1

В учебных заведениях проверяются нетрадиционные модели воспитания. Так, в США на рубеже 1960-1970-x гг. осуществлялась федеральная программа "Школа будущего". Авторы ориентировались на принципы возвращения к Богу, индивиду, акцентировалось внимание на библейские ценности при нравственном воспитании, подключение родителей к школьному воспитанию и обучению, индивидуализацию обучения. На рубеже 1980-1990-х гг. в школьном воспитании и образовании США широкую популярность получило совместное (кооперативное) воспитание и обучение. Его технология развивалась благодаря усилиям научно-педагогических центров университетов Джона Хопкинса (Балитимора) (Р. Славин), штата Миннесота (Роджер и Дэвид Джонсон), Калифорнийского университета (С. Каган).

Кооперативное воспитание и обучение базируется на нескольких принципах:

· положительная зависимость, когда учащиеся сознают ответственность за собственное учение и учение остальных членов группы;

· взаимодействие, когда учащимся предоставлена возможность помогать друг другу;

· индивидуальная независимость, когда каждый ученик должен демонстрировать результаты своей работы;

· социальное взаимодействие, когда члены группы благополучно решают возникающие проблемы и конфликты;

· перспектива, когда члены группы оценивают свою работу и намечают пути ее совершенствования.

Для реализации этих принципов практикуется, в частности, дифференцированно-групповая работа, когда все члены группы выполняют одну и ту же работу, а также индивидуально-групповая форма (эстафета), когда каждый ученик выполняет часть общего задания. Во многих средних учебных заведениях Франции в 1970-1980-х гг. стал применяться направленный на индивидуализацию воспитания и обучения независимый труд. Вот как, к примеру, организуется такой способ учебной деятельности. Преподаватели рекомендуют небольшой группе школьников единую тему; каждый предметник формулирует в ней свою подтему. Ученики распределяют обязанности и готовят коллективный отчёт о проделанной работе. В процессе независимого труда учащиеся могут рассчитывать на консультации любого учителя. После проверки и оценки работа поступает в методический фонд школы. Независимый труд приобрел популярность особенно после того, когда преподаватели, получив в 1970 г. на свое усмотрение 10% учебного времени, стали часто занимать это время такой формой учебной деятельности.

Последователи "новой школы" А. Нейла пытаются оживить лозунг "абсолютной свободы учащихся", когда ученикам, например, позволяется пропускать занятия. Несколько десятков школ, последователей идей А. Нейла, действует в США. Подобные школы возникали и за пределами США, например частные учебные заведения под руководством М. Ямагучи и Ю. Эндо в Японии. Успешно работает в Брюсселе (Бельгия) основанная в начале века О. Декроли школа "Эрмитаж". Это подлинная жемчужина национального и мирового образования. Уже более восьмидесяти лет это учебное заведение опирается на эволюционирующие детские интересы, воспитывая и обучая с учётом особенностей мышления ребёнка. В начальных классах "Эрмитажа" основой учебно-воспитательного процесса являются так называемые центры интересов, в которых группируется и организовывается учебный материал в соответствии с детскими интересами и потребностями (у детей младшего школьного возраста потребности в питании, защите от непогоды, опасностей, в солидарности, отдыхе и самосовершенствовании). Учебный материал должен черпаться из окружающей ребёнка среды — природы, школьной жизни, семьи, общества.

Преподаватели искренне любят своих учеников, и те отвечают им взаимностью. Педагоги стремятся создать обстановку активного общения. Для этой цели существуют и специальные занятия. Например, старшеклассникам предлагается на уроке тема "Факторы общения". В её контексте рассматриваются роль прессы, литературы, театра, кинематографа, человеческих контактов. Подобные занятия, в сущности, приобщают подростков к сокровищнице культурных эстетических ценностей. Развитию и поощрению творчества детей служит школьный журнал "Курьер".

Школьники всех возрастов сами готовят материалы, печатают, и брошюруют журнальные выпуски. Поощряется фантазия и юмор. В школе "Эрмитаж" подлинная "педагогическая Мекка". Здесь постоянно стажируются учителя из Европы, Азии, Америки.

Некоторые современные учебные заведения работают по методике Е. Паркхерст (дальтон-план), которая развивает самостоятельность и ответственность детей. Так, в конце 1970-х гг. одна из частных начальных школ Франции (Эгюэбаль, г. Крезо) заключала контракты со школьниками, согласно которым ученики обязывались выполнять в течение недели учебные задания и упражнения. Контракты составлялись с учётом сил и желаний учащихся. Собственный вариант дальтон-плана отрабатывался в 1980-х гг. некоторых школах Японии. Ученики подписывали со школой контракты, по которым обязывались выполнить в определенный срок оговоренные учебные задания.Они сами решали, на какую оценку подписывать контракт.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Неполные семьи как актуальная проблема социума
Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье ...

Составление методических рекомендаций для педагогов и родителей по коррекции дисграфии у младших школьников путем компьютерных технологий
Основываясь на психологических и физиологических особенностях детей младшего школьного возраста, необходимо отметить, что на данном этапе наиболее результативным является игровое обучение, которое позволяет сформировать новые знания, умения и навыки, вовлекая детей в захватывающий мир игры. Такое о ...

Связь этнопсихологии с другими науками
Этнопсихология и антропология. Практически никакой установившейся грани между терминами "этнопсихология" и "антропология" в современной науке нет. Они используются как взаимозаменяемые, и когда речь идет о гуманитарных ответвлениях антропологии - культурной, социальной, психолог ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru