Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Сущность познавательного интереса школьников

Страница 4

В своей работе мы будем употреблять термин "познавательный интерес"

Волевой компонент связан, прежде всего, с тем, что школьник стремится сам планировать свою деятельность. Его интерес к занятиям предполагает активно-действенное отношение к предмету деятельности. Это проявляется в степени настойчивости школьника в познании определенной области, в преодолении трудностей в ходе выполняемой деятельности. Постепенно у него формируется умение управлять своим поведением, сознательно ставить цели, что также свидетельствует о становлении интереса.

Эмоциональный компонент выражается в удовольствии, положительных эмоциональных переживаниях, вызываемых самим процессом познавательной деятельности, ходом и результатами учения. Он различается по содержанию, силе и глубине вызываемых чувств. Как отмечает А.Н. Леонтьев, чувство превращается в мотив поведения, в побуждение к действию.

Поведенческий компонент выражается в постепенном переходе от внешней регуляции к саморегуляции. Под влиянием познавательного интереса у ребенка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он ищет сам постоянно и активно. Уровень развитости интереса (глубина, стойкость, осознанность) во многом определяют характер включенности учащегося в деятельность и ее эффективность. Поведенческий аспект характеризует степень действенности интереса, ее актуализацию в практической деятельности. У школьника прослеживается тенденция развития внимания, контроля и самоконтроля.

Говоря о познавательном интересе как о движущей силе обучения, необходимо рассмотреть его качественные характеристики. В психолого-педагогической литературе у разных авторов выделяется разное их число.

Интерес характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

1. положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2. наличие познавательной стороны этой эмоции, т. е. радостью познавания и познания;

3. наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и пробуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (побуждений).

Однако чаще всего выделяют две группы психологических характеристик познавательного интереса: содержательные характеристики (связаны с содержанием интереса, с особенностями деятельности, с активностью учащихся) и динамические характеристики (характеризуют выраженность интереса).

Избирательность, действенность, осознанность, самостоятельность возникновения, доминирование в общей структуре мотивации, устойчивость, интенсивность, широта, эмоциональная окраска. Другие мотивы (долга, необходимости, послушания и т. д.) могут помочь возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его сущности. Интерес всегда имеет определенную предметную направленность, интересы человека многообразны, как многообразен окружающий мир. Но из многообразия предметов, явлений окружающего мира в интересе каждой личности избирательно отражается именно то, что связано с ее индивидуальным опытом и развитием. По предметной направленности интересов и ограниченно связанными с ними сферами деятельности вполне правомерно различать интересы художественные, спортивные, технические и т. д. В свою очередь, внутри каждой из указанных областей может быть более тонкая дифференциация интересов к особым видам спорта, искусства, областями науки, учебным предметам.

Познавательный интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма высоким, размытым, распространяющимся на получение информации вообще, на узнавание нового о различных сторонах предметного мира и углублением в определенную область познавания, в ее теоретические основы, в ее существенные связи и закономерности. В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Тогда в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Ценность познавательного интереса состоит в том, что познавательная деятельность в данной области под влиянием интереса к ней активизирует психологические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение; познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, ее познавательной деятельности. Суть познавательного интерес состоит в том, что объектом его является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений. Познавательный интерес представляет собою сплав важнейших для развития личности психологических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, появляется:· активный поиск;· догадка;· исследовательский подход;· готовность к решению задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Комплексно-волновой метод как эффективное средство обучения учащихся в системе детской музыкальной школы
Важность данной темы заключается в том, что назрела необходимость изменения самой системы обучения детей, подростков. Невозможно оценить способности ребенка только по вступительному экзамену в музыкальную школу, невозможно учить только специальности, без связи с сольфеджио, музыкальной литературой, ...

Связь этнопсихологии с другими науками
Этнопсихология и антропология. Практически никакой установившейся грани между терминами "этнопсихология" и "антропология" в современной науке нет. Они используются как взаимозаменяемые, и когда речь идет о гуманитарных ответвлениях антропологии - культурной, социальной, психолог ...

Проблема театрализации в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов
Проблема театрализации, на наш взгляд, тесно связана с теорией проблемного обучения, с его развивающим потенциалом (В. Оконь, А.В. Брушлинский, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин и др.). Учение, значимое для учащихся, имеет обыкновенно место в ситуациях, воспринимаемых как проблемные (К. Родже ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru