Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Реализация принципа гуманизации педагогов-новаторов

Материалы » Опыт использования принципа гуманизации обучения в школе » Реализация принципа гуманизации педагогов-новаторов

Страница 2

В ходе своей деятельности педагоги-новаторы пытались осилитьзамкнутость школьного классного мира и несвязанность обучения с жизнью. Евгении Николаевич Ильин - учитель литературы, автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности, предлагал сделать уроки литературы уроками человековедения. По Ильину, литература не просто учебный предмет, а «постижение жизни». Анализ произведения сопровождается «трудом души». В списке программных произведений содержится перечень основополагающихморальных и этических проблем, не задумавшись над которыминемыслимо воспитать Человека. Урок-проблема характеризуется постановкой актуального, злободневного, личностно-значимого вопроса, на который ученик и учитель совместно ищут ответ.

Главной целью преподавания литературы, педагог-новатор видит в ее воспитательной функции, а только затем - в познавательной. Отказавшись от традиционных методов обучения, он всевозможными приемами подталкивает учащихся к интенсивному поиску «своей истины», своих личных взглядов и оценок, рассматриваемыхтем. Непрерывно используются способы, направленные на эмоциональное влияние литературных и поэтических произведений на ребенка. Особое внимание на уроке уделяется репликам, вопросам учащихся, выраженных в поиске, споре, сомнениях, возражениях, желаниях иметь свою точку зрения. Появляется любопытство, у ученика появляется тяга к предмету. И учитель не только учит, но и сам учится у воспитанников. Е. Н. Ильин обращает особое внимание на педагогическую технику. Важнейшим педагогическими орудием труда вучебном процессе считает артистизм, экспрессию и эмоциональное воздействие на ученика.

«Урок литературы - это искусство, и учитель - художник своего урока: он и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и взыскательный критик, и литературовед. Если этого нет, утверждает Е.Н. Ильин[8], то учитель имеет дело с пресловутой «галереей образов», «фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и словесник-академист как один из «типичных представителей» неживой, незримой литературы». А так же особое значение уделяется общению учителя с учащимися. Педагог-новатор считает, что в учебно-воспитательной работе необходимо выстроить новый тип отношений учителя с учеником, в основе которого будут лежать: доброжелательность, разумная простота, взаимное общение и интерес.

При обсуждение прочитанного зарождается жизненная позиция, а субъективное отношение к литературным героям разъясняет мировоззренческие нравственно-этические принципы. Активное участие в обсуждении всех учеников классагарантирует реализацию учителем «Закона трех О».

Е.Н. Ильин сформулировал «Закон трех О» так:

1. Очаровать книгой.

2. Окрылить героем

3. Обворожить писателем.

Уроки Е.Н. Ильина – это «художественный анализ художественного произведения».

Новаторская методика Михаила Петровича Щетинина – педагога-новатора, профессора, заслуженного учителя Российской Федерации,строится на создании комплексной образовательной территории, которая включает в педагогическую деятельность многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности. Центром педагогического процесса является духовно-нравственное развитие. Главной задачей -становление гармоничной независимой личности, владеющей всеми необходимыми знаниями, навыками, умениями и активной социальной позицией.

Для воплощении этого замысла был основан новый тип учебного заведения: школа-комплекс на селе, получившая название«Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков».В стенах лицея объединены несколько видов программ, последовательно раскрывающих творческий потенциал учащихся: образовательная, художественная, музыкальная, хореографическая, спортивная и трудовая, и которые осваиваются вшести разнотипных школах: общеобразовательной, художественной, спортивной, хореографической, музыкальной и учебно-производственном комбинате.«Предметные» уроки чередуются с «образными» (музыка, живопись) и «двигательными» (хореография, спорт, труд).Домашние задания задаются редко, так как полученные знания согласуются свнешкольными ивнеурочными занятиями. При этом методы проверки знаний остаются традиционными.

Успевающие ученики становятся помощниками педагога и помогают в проведении занятий. Отличительной чертой новой модели образования является взаимное обучение и коллективная творческая деятельность.Индивидуальный подход к ученику позволяет отказаться от классно-урочной системы в пользу разновозрастных групп, где каждый обучается в своем индивидуальном темпе, без принуждения и отметок. Одобряется самовольноевыполнение научных исследованийучениками, которые в свою очередь раскрывают междисциплинарные связи и формируют целостное восприятие мира.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Аттестация как механизм государственного контроля за качеством образования
Аттестация и государственная аккредитация являются механизмом государственного контроля за эффективностью образовательного процесса, осуществляемого дошкольными образовательными учреждениями; обеспечивают стимулирование их деятельности в направлении повышения качества дошкольного образования; спосо ...

Построение формализованной математической модели оптимизации
В экспериментальной методике «Оптимизация учебного курса в личностно-ориентированном образовании» формулируется задача оптимизации курса определенного предмета для студентов высшего профессионального образования. Для построения формализованной математической модели оптимизации в виде системы ограни ...

Теоретические основы использования дидактических игровых заданий в развитии логического мышления младших школьников
В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (3.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru