Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Особенности овладения дошкольниками навыками описательной речи

Материалы » Развитие описательной речи у детей 5-ого года жизни по игрушке » Особенности овладения дошкольниками навыками описательной речи

Страница 1

Для понимания особенностей овладения дошкольниками навыками описательной речи как формы контекстной монологической речи, необходимым является анализ развития форм и видов детской речи.

Усложнение детской речи идет по двум направлениям: от ситуативной к контекстной речи; от диалогической к различным формам монологической речи.

С.Рубинштейн пишет, что поскольку ребенок сначала оперирует лишь непосредственным ему близким содержанием и пользуется речью для общения с близкими, включенными в общую с ним ситуацию, речь его, естественно, носит ситуативный характер. Такой же характер речи соответствует и ее содержанию, и ее функции.

По мере того как в ходе развития изменяются и содержание, и функции речи, ребенок, обучаясь, овладевает формой связной контекстной речи. Ученый пишет, что когда у ребенка развивается контекстная связная речь, она не наслаивается внешне над ситуативной и не вытесняет ее; они сосуществуют, причем ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и характера самого общения.

Диалогическая речь обычно бывает не полностью развёрнутой, т. к. она ситуативная, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим. Обычно непроизвольная, она становится произвольной, если беседа, обмен мнениями планируются заранее.

Монологическая речь как более развитая форма характеризуется, по мнению А.А. Леонтьева, относительно большей развернутостью, так как необходимо не только назвать предмет, но и описать его (если слушатели не знали раньше о предмете высказывания). Активностью и произвольностью речи (говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке произвольного акта построить на основе неречевого содержания свое высказывание); организованностью (каждое высказывание говорящий заранее планирует или программирует).

Рассматривая, возрастные аспекты овладения детьми навыками описательной речи ученые и педагоги подчеркивают особую значимость среднего дошкольного возраста для становления монологической, в т.ч. описательной речи.

В дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются все стороны речи, совершенствуется не только монологическая речь, но и элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания: темп, дикция, сила голоса, интонационная выразительность и др.

А.В. Запорожец, сравнивая речь среднего и младшего дошкольника, связывает усложнение речи ребенка пятого года жизни с появлением рассуждающего, логического мышления и расширением сферы общения.

Жулина Е.В. исследовала возрастные особенности понимания и употребления слов 5-летними детьми. На основании полученного материала она выделила следующие параметры развития их речи:

— дети объединяют группы предметов по общим признакам, свободно владеют словами, обозначающими предметы, используемые в деятельности;

— не обнаруживают значительных расхождений между пониманием слов и их употреблением;

— наблюдаются существенные сдвиги в развитии понимания и употребления слов в процессе обучения; под влиянием обучения усвоение слов ребенком происходит на основе словесно-отвлеченного способа мышления, определение содержания слов дается по представлению; анализ предметов становится более тонким и глубоким;

— если раньше ребенок на первое место ставил функциональный признак, то теперь предмет рассматривается всесторонне; выделяются ,прежде всего характерные признаки предмета, а затем его назначение; выделение и название признаков предмета происходят в процессе сравнения;

— на более высокую ступень поднимается и процесс обобщения: дети могут составлять группы предметов по общим существенным признакам, даже если эти признаки носят отвлеченный характер и не проявляются в каждом конкретном предмете;

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Исторические подходы к обучению азбуке
Еще в середине XIX века обучение чтению для русских детишек было нелегкой задачей. Метод, с помощью которого учили педагоги того времени, назывался буквослагательным, и был он очень длительным и трудоемким. Сначала малыши заучивали буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро и т. д. Вызубрив весь алфавит ...

Основные задачи методики преподавания математики
Определить конкретные цели изучения математики по классам, темам урокам. Отбирать содержание учебного предмета в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся. Разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей. ...

Роль проблемных заданий в формировании вычислительных навыков у младших школьников
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и соз ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru