Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Мастерство педагога в управлении познавательной деятельностью учащихся на уроке

Материалы » Педагогическое мастерство » Мастерство педагога в управлении познавательной деятельностью учащихся на уроке

Страница 3

Многие виды самостоятельной работы на уроках учителя применяют в целях подготовки школьников к усвоению новых знаний Это в первую очередь работы повторительного характера. Среди них—упражнения и задачи на применение ранее усвоенных знаний, выборочное чтение учебника по заданию учителя, графические работы — составление схем и таблиц, обобщающих ранее усвоенные сведения и факты по определенной программе. Само­стоятельная работа учащихся на уроках и практических занятиях может с успехом применяться и в целях эффективного усвоения новыx знаний. И в первом и во втором случае широкое внедрение в учебный процесс самостоятельной работы учащихся осуществляется под руководством учителя. Опытные учителя, как правило, считают необходимым научить учащихся работать с книгой, технике конспектирования, организации и методике выполнения творческих работ.

Относительно успешнее приобретают педагогическое мастер­ство в организации самостоятельной работы учащихся те учи­теля, которые постоянно наблюдают, изучают и учитывают инди­видуальные особенности учащихся.

Для правильной организации процесса усвоения знаний уча­щимися на уроке педагогу надо умело осуществлять обратную связь. Данные умения учителя приобретаются при наличии наблю­дательности и хорошо развитого воображения, обдуманности каж­дого педагогического шага в общении с учащимися.

Психологи А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева выявили, что у пе­дагогов-мастеров представления о возможных типах учеников-от­личников, «середняков» и отстающих намного богаче, чем у тех, кто формально выполняет свои обязанности. Так, лучшие пре­подаватели смогли дифференцировать типы отстающих в учении школьников в соответствии с установленными причинами неуспе­ваемости: слабость развития познавательной сферы (невниматель­ность, плохая память, несформированность мыслительных опера­ций, пробелы в знаниях и пр.); недостатки эмоционально-волевой сферы (большая заторможенность, излишняя возбудимость, отсут­ствие усидчивости и др.); слабо выражены интегральные личност­ные качества (познавательные интересы, самостоятельность, от­ветственность и т. п.); одновременное сочетание ряда недостатков.

Характерно, что педагоги-мастера, как правило, владеют осо­бым профессиональным воображением. По утверждению А.А. Бодалева, оно проявляется в умении учителя поставить себя на ме­сто класса, войти в роль ученика и решать педагогические зада­чи в соответствии с этой позицией. О таких учителях школьники обычно говорят: «Они все видят, от них не скроешься». Поэтому важнейшим условием эффективного осуществления обратной связи является умение глубоко проникать в психологию воспитанника.

Может возникнуть вопрос: когда лучше осуществлять обратную связь? Некоторые учителя-практики нередко начинают урок не с актуализации прежних знаний, а с введения нового понятия путем создания проблемной ситуации или выдвижения предполо­жений о способе решения ранее поставленной проблемы. Актуализацию знаний, изученных ранее, они используют в ходе доказательства выдвинутой гипотезы. Педагогически оправданным является также проведение в начале урока контрольной работы на применение знаний, изученных на предшествующем уроке.

Идея актуализации подсказывает учителю, с чего начать урок. Иногда целесообразнее начать урок с устного опроса, иногда - с выполнения упражнений или решения задач. Характерно, что начало урока предопределяет выбор и последующих приемов, и способов преподавания. Все зависит от инициативы и творчества самого учителя.

Домашняя самостоятельная работа.

Чтобы домашнее задание выполнялось учащимися, необходима большая подготовительная работа учителя на уроке. Вот почему опытные учителя каждом уроке выделяют как можно больше времени для освоения нового, потому что, чем эффективнее работа во время осмыс­ления знаний, тем меньше времени расходуется на проверку домашнего задания на следующем уроке. Времени на изучение нового материала не хватает потому, что оно уходит на проверку домашнего задания, а проверка домашнего задания требует много времени, так как материал недостаточно хорошо изучен. Поэтому опытные учителя стараются в течение урока планомерно готовить ученика к выполнению домашнего задания. Особое внимание они обращают на ясность, однозначность и понятность при объяснении задания, про­веряют, все ли ученики действительно поняли задание и точно зна­ют, что от них хотят.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Дидактические взгляды Я.А.Коменского
В мировоззрении великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670) переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремление опереться на жизнь, на опыт, с одной стороны, и религиозность — с другой. По его мнению, мир — это «создание божье», познание — это «богоискание повсюд ...

Программные требования к уходу за растениями в старшей группе
экологический образование дошкольник эксперимент В труде по уходу за растениями на участке и в уголке природы можно выделить как наиболее важные следующие трудовые процессы: поливка комнатных растений, мытьё их, опрыскивание, обрезка сухих листьев, рыхление земли; выращивание растений из черенков ( ...

Анализ литературы по исследовательской работе
Проблема здоровья интересовала многих педагогов. В.А.Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил . не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru