Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Рациональное и образное в учебном познании

Материалы » Рациональное и образное в учебном познании

Страница 4

В силу очевидной привлекательности и многообещающей для обучения и особенно воспитания полезности научно-художественной литературы ее фрагменты целесообразно вводить в учебно-познавательный процесс на уроке. Это может служить пробуждению познавательного интереса к новой теме; подведению к пониманию физической сути изучаемого явления; сопоставлению художественного образа явления с ним самим; преодоления трудностей восприятия радикально нового взгляда на давно известное; мировоззренческому осмыслению фундаментального свершения; объяснению психологических мотивов поведения ученого; созданию культурного контекста крупнейших научных открытий и т.д. Образное объяснение посредством художественного слова и рациональное, формируемое и формулируемое точным языком науки, — эти две составляющие сознания учащегося "работают" на познание. Ведя свой разговор: одна — с воображением, другая — с разумом, они побуждают и втягивают в свою беседу обе сферы восприятия физического мира, в итоге обогащая и углубляя его понимание.

Второе направление в формировании эмоционально-образного мышления связано с раскрытием поэтической стороны научного творчества, поэзии науки в целом. Для этого на уроках следует подчеркивать, что поэзия применяется ученым, когда он раскрывает мировоззренческое значение научных достижений или когда информация не поддается обработке логическими средствами, но ее можно выразить языком образов.

На конкретных примерах надо показывать учащимся, что научные работы выдающихся исследователей (начиная от И. Кеплера и Г. Галилея и заканчивая Р. Фейнманом и С. Вайнбергом) подчас содержат в себе их размышления о своем мировоззрении, ценностных установках, а подчас и эмоциональные переживания, владевшие ими в ходе уже проведенных исследований и со временем проявившие себя на страницах их статей, монографий или учебных пособий. Образцом эмоционального откровения ученого о трудностях восприятия научного явления (в данном случае, свойств магнита) служит фрагмент из труда В. Гильберта: "Знаю, как трудно придать старому новый вид, потускневшему — блеск, темному — ясность, надоевшему — прелесть, сомнительному — достоверность, но гораздо труднее закрепить и утвердить, вопреки общему мнению, авторитет за тем, что является новым и неслыханным".

Проведенное нами исследование подтверждает, что материал об отражении мира науки научно-художественной литературой, а также образные высказывания самих ученых являются одним из результативных методических средств приобщения к занятиям физикой тех учащихся, которые до того были равнодушны к ней: признавая необходимость изучения основ физики, они не принимали ее душой.

Третье направление по интеграции науки и искусства — это сопоставление творчества ученого и художника. Оно позволяет персонифицировать и таким образом расширить возможности восприятия существа научного и гуманитарного проявлений физической реальности и понимания учащимися специфики обоих видов творческой деятельности. Такое сопоставление можно начать с того, что если ученый, познавая мир физических явлений, своим творчеством помогает осознать, что значит обоснованная истина, и почувствовать, какова цена научным знаниям, то художник, рассматривая этот мир через "зеркало" человеческой души, через чувства и переживания самой личности, формирует у учащегося нравственные отношения и ценности. В исследовании ученого главную роль играет рациональное, в расчет берутся эксперимент и логика рассуждений. Причем «логика действует как совесть ученого, а ощущение логического провала в рассуждениях воспринимается им как "угрызения совести"» [9, с. 81]. В творчестве же художника предпочтение отдается интуиции, хотя свои правила и законы непременно учитываются и в искусстве.

Впрочем, и в научном исследовании интуиция занимает существенное место, в чем учащиеся могут убедиться на отдельных примерах при отыскании ответа задачи, угадывании существа проводимого опыта и математических преобразований. Они полезны тем из них, кого наука отталкивает от себя наиболее характерным своим свойством — рациональностью мышления и языком научных терминов. Вместе с тем, и это следует подчеркивать на уроках: в науке и искусстве в применении рационального и интуитивного должно соблюдаться чувство меры. Так, если ученый своим интуитивным догадкам будет придавать чересчур большую роль и пренебрегать при этом опытом и расчетами, то это может обернуться для него неудачей или даже драмой — получением ошибочных результатов.

Применение в процессе обучения художественного, образного мышления содействует формированию "человеческого измерения" физического материала, гуманизации уроков физики, что в итоге помогает усвоению основ физики, пониманию ее существа. Вместе с тем, весь процесс обучения основам физики должен убедить учащихся в том, что физическая наука всегда была занята поисками такой системы законов, в которой отражается то общее и простое, что присуще самой физической реальности и в свернутом виде фиксируется в картине мира своего времени.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Значение налогового механизма в формировании доходной базы государства
В финансировании общественного сектора основную роль играет налоговая система. В мировой экономической теории существует несколько определений содержания налогов и его функций. Наиболее распространенной является позиция западной экономической теории, которая объясняет налог как плату за общественны ...

Особенности системы высшего образования в Италии
В настоящее время образовательная система Италии переживает период реформирования в рамках Болонского процесса, направленного на создание единого общеевропейского образовательного пространства. Особенно существенные изменения коснутся высшей школы. В соответствии с новыми стандартами в итальянских ...

Влияние раннего развития на речевую деятельность детей
Раннее детство – возраст от рождения до 3 лет – особый период для развития. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т.д. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru