Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Анализ учебно-методического обеспечения процесса обучения математике с точки зрения выявления его потенциала для развития одарённых учащихся

Материалы » Особенности развития одарённых детей в процессе обучения математике в 5-6 классах » Анализ учебно-методического обеспечения процесса обучения математике с точки зрения выявления его потенциала для развития одарённых учащихся

Страница 1

Проанализируем учебные программы и учебники по математике для 5-6 классов с целью выявления в них акцента на развитие именно одаренных учащихся. Учебная программа, как основной документ общеобразовательного учреждения, менялась в процессе развития системы образования. Так, в 1923 г. стержнем школьных программ было изучение трудовой деятельности людей; в 50-е годы советской школы стали говорить о новом этапе ее развития на основе всеобщего политехнического обучения, осуществляющего связь между теорией и практикой, между умственным и физическим трудом в процессе обучения и воспитания. При переходе на предметную систему преподавания в советской школе тесным образом проявляется связь с трудовой жизнью. С уходом из школы исследовательского метода, как основного метода учения, утрачены и некоторые полезные аспекты жизненного, экономического воспитания школьников, все реже и реже рассматриваются жизненные задачи, на примере которых учащиеся упражнялись бы в применении математических знаний к решению несложных прикладных задач. Одним из основных недостатков этих программ было отсутствие планирования развития ученика, выявления его истинных способностей и необходимости работы с ним на его уровне.

Характерная особенность программы 1965-68гг. – это создание существенно новой для нашей школы формы обучения – факультативных занятий по выбору учащихся, которые призваны обеспечить индивидуальное развитие учащихся, основательную подготовку в вуз; развитие системы школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов, цель которых была обеспечить приход в науку талантливых молодых людей. В 1980 г. была принята программа, усиливающая прикладное содержание школьного курса математики, в 1985 г. новая учебная программа, усиливающая практическую направленность обучения.

Началом современного этапа реформы математического образования в нашей стране является 1989 г., когда Госкомитетом СССР по народному образованию была разработана в русле перестройки школы новая Концепция общего среднего образования. В 1993 г. был утвержден базисный учебный план и разработан проект «Стандарта среднего математического образования», в котором требования к математической подготовке учащихся задаются в двух уровнях – «уровне возможностей» и «уровне обязательной подготовки» в виде типовых заданий и процедур оценивания их выполнения учащимися. Как отмечает Т. А. Иванова, требования этого стандарта частично отражают и гуманитарный потенциал школьного курса математики, но важнейшие его аспекты не являются результатами обязательного усвоения, содержание которого определяется лишь умением решать типовые задачи.

Опубликованный в 1996 г. проект нового Стандарта, ставший победителем на Всероссийском конкурсе, стал шагом вперед по сравнению с предыдущим. В нем более полно раскрываются гуманитарные аспекты образовательной области «Математика» и в соответствии с ними сформулированы цели обучения математике такие, как «интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе, формирование представлений об идеях и методах математики как части общечеловеческой культуры, как форме описания и методе познания действительности, понимание значимости математики для общественного прогресса».

В новой Концепции математического образования для 12-летней школы [46] отмечается гуманитарная направленность общеобразовательного курса математики, обучение математике ориентировано не столько на собственно математическое образование, в узком смысле слова, сколько на формирование личности с помощью математики. Целью учебного предмета «Математика» провозглашается формирование и развитие мышления, способности к абстрагированию; формирование важнейших качеств личности (логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления – такие, как сила и гибкость, конструктивность и критичность и т. д.). В качестве основополагающего принципа концепции математического образования на первый план выдвинут принцип приоритета развивающей функции в обучении математике.

Действующая программа по математике для общеобразовательных учреждений в разделе «Требования к математической подготовке учащихся» также задает два уровня: уровень возможностей и уровень обязательной подготовки предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты. Одной из целей обучения в школе программа ставит интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

Следует заметить, что ни в одной программе нет специального акцента на развитие именно одаренных (способных) детей.

Проанализируем учебники математики для 5-6 классов общеобразовательных школ на содержание в них материала, подходящего для развития одаренных учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Принцип природосообразности воспитания
Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка. Следуя установившимся в эпоху ...

Специфические особенности дополнительного образования детей
Учреждения дополнительного образования могут рассматриваться в качестве воспитательной организации, так как специально создаются государством и негосударственными структурами, и имеются своей основной задачей социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Исходным в идентификации уч ...

Аттестация как механизм государственного контроля за качеством образования
Аттестация и государственная аккредитация являются механизмом государственного контроля за эффективностью образовательного процесса, осуществляемого дошкольными образовательными учреждениями; обеспечивают стимулирование их деятельности в направлении повышения качества дошкольного образования; спосо ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru