Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Объемно-пластическое творчество. Детская лепка и скульптура

Материалы » Бакушинский А.В. и его вклад в развитие художественного образования » Объемно-пластическое творчество. Детская лепка и скульптура

Страница 4

Начинать работу по дереву с выпиливания силуэтов из фанеры или тонких деревянных пластин, постепенно переходя от силуэта к круглой пластике я считаю безусловно неверным педагогическим приемом. В естественном развитии ребенка путь обратный, обусловленный таким же естественным переходом от двигательно-осязательного восприятия объемов к зрительному. Этим путем необходимо следовать и педагогически.

Изготовление детьми игрушек, поставленное сначала в процессе игры и первичного ознакомления с пластическими материалами и техникой, может превратиться позднее в подлинные художественно-производственные процессы с возрастающим упором на мастерство, сделанность и техническую законченность изготовляемых вещей. Такую постановку дела мы наблюдаем в описываемой ниже школе-мастерской «Детское творчество». Производство игрушек и игрушечных вещей открывает два пути в среднем и позднем детстве, а также позднее — в отрочестве, оба с уклоном профессионально-производственным: можно делать с возрастающим совершенством конструктивно обоснованные и художественно оправданные вещи для жизни. Это область ручного труда с специальным назначением и методами, о которых здесь говорить нет смысла. Я могу лишь отослать здесь к специальным руководствам и специальному опыту школ с художественно производственным уклоном. Следует, однако, помнить, что чрезмерное увлечение производственностью, утилитарностью, особенно в возрасте переходном и отроческом, может поставить ребенка в враждебные отношения к искусству. Педагогу особенно следует знать, что искусство не равно индустрии. В нем свой остаток и наиболее специфический и наиболее драгоценный: внеутилитарный. Этот остаток, конечно, и оправдывает существование искусства вообще, в производстве — в частности. Искусство начинается там, где кончается утилитарность. И только тогда оно становится организующей формой жизни, т.е. предельно практически нужным и целесообразным. В этом его смысле и значении нет различия между искусством «высоким» и «низким», «чистым» и «производственным». Примитивная психика, психика детская это понимает интуитивно, органически. В переходном возрасте это отношение требует внимательной культуры. Но ребенок охотно делает и художественные произведения внеутилитарного значения. Эти продукты можно отнести к области самодовлеющей, находящей в себе самой оправдание скульптуры.

Внеутилитарный подход детей к продуктам объемно-пластического творчества наблюдался нами и в раннем возрасте. Позднее он крепнет в связи с ростом способности и потребности художественного созерцания, основным признаком которого является бескорыстная эмоция большего или меньшего напряжения.

Самодовлеющая скульптура, выходящая из рамок игрушечного характера и назначения, как форма художественного творчества, особенно привлекает внимание детей в позднем и переходном периодах. Она, в сущности, как господствующая форма обработки пластических материалов, остается и в отроческом возрасте. Интерес к ней охватывает самый ответственный в педагогическом отношении период — ломки мировосприятия.

Законы примитивной пластической формы должны здесь получить свое окончательное разрешение, чтобы она была вполне изжита ребенком. Отправляясь от этих форм и их осознания, ребенок легче и технически удобнее перейдет к новой концепции и связанным с нею приемам. Необходимо сначала ему помочь организовать движение, не изменяя фронтального положения изображения, замыкая это движение между двумя плоскостями: передне-планной и задне-планной. Это достигается введением приема «соntra-posto», напр., двойной опоры тела на ногу и руку. Дальше — движение в сторону с наклоном всего тела вперед и назад. После этого — движение тела и его частей вокруг вертикальной оси тела и, наконец, оси наклонной в разных направлениях. Тот же путь должен быть проделан в рельефе закономерным развертыванием пластических масс и форм между двумя фронтальными плоскостями — задней и передней. По законам примитивной геометрально-плановой проекции это будет сначала разложение предмета, потом поиски профильного его положения и, наконец, поиски ракурсов. Здесь очень важно воспитать чувство меры и сознание пластической ответственности за изменения в рельефе объемных форм, за своеобразную проекцию в его условную глубину — полуреальную, полуиллюзорную, правильных отношений глубины реальной. Воспитание умения разрешать такие задачи удобнее всего вести в том порядке обработки рельефа, но только рельефа, какой так хорошо разработан Гильдебрандтом.

При обучении лепке важно пробудить в ребенке умение ставить себе идеальную конечную цель, а не идти послушно за материалом и случайными ассоциациями, вызванными такими же случайными изменениями его формы. Необходимо выработать в нем навыки постепенного заполнения этой идеальной формы как бы изнутри до необходимого предела. Материалы жесткие, скульптурные: та же глина, уплотненная, подвергаемая обработке ножом, гипс твердый, дерево, камень — все они требуют к себе иного метода отношения. Здесь путь обратный. Здесь идеальная форма отыскивается извне в блоке, в котором она скрыта, отыскивается путем отнятия, отбивания от него всего излишнего.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Сущность и особенности использования дидактических игр в учебном процессе
Педагоги и психологи давно уже отметили роль игры в становлении человека, развитии его способностей, в подготовке его к самостоятельной трудовой деятельности. Однако игры - это не только неотъемлемая часть детства, игра как наиболее удачный способ моделирования реальной деятельности прочно входит в ...

Субъектно-субъектная схема учебного взаимодействия
Учебное взаимодействие ранее часто описывалось схемой S→O, где S - это активный субъект, инициирующий обучение, передающий знание, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Ученик рассматривался как объект обучения и воспитания. Основываясь на такой характеристике взаимодействия, к ...

Организация экспериментального исследования. Констатирующий эксперимент
Экспериментальная база исследования: г. Егорьевск, школа №3. Экспериментальная группа: 5 детей в возрасте 7 лет. (1класс) Контрольная группа: 5 детей в возрасте 7 лет. (1 класс) Экспериментальная работа строилась по следующим этапам: 1. Констатирующий эксперимент; 2. Формирующий эксперимент; 3. Кон ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru